Генеральный план это


Понятие генерального плана (стр. 1 из 2)

Генера́льный план (генплан, ГП ) в общем случае — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом ) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.

Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу — его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.

Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе — плане реализации генерального плана , принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.[1]

Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:

  • схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
  • схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;
  • схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
  • схема границ территорий объектов культурного наследия;
  • схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
  • схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
  • схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
  • схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
  • карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
  • схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.

Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории[2] . В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города в роли такового выступают правила землепользования и застройки вместе с обязательной прилагающейся графической частью в виде карт градостроительного зонирования (зонинга, схем регламентов). По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия[1] и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня — проектов планировки и межевания .

Генеральный план (раздел архитектурного проекта)

англ. Site plan

Генплан архитектурного сооружения в пригороде Стокгольма

Генеральный план — архитектурный чертеж, представляющий собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) здания, сооружения или комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения на прилегающем участке, транспортных путей. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания. Наиболее употребительные масштабы для генпланов 1:2000, 1:500, 1:200. В архитектурном проекте образует самостоятельный раздел Генплан или ГП . На стадии «эскизный проект» («учебный проект») в его состав, помимо собственно генплана, как правило также входят:

  • Ситуационный план —
  • Опорный план —
  • Схема озеленения (дендроплан) —
  • Функциональная схема (схема функционального зонирования) —
  • Транспортная схема (схема транспорта и пешеходных связей) —

В состав основного комплекта чертежей генерального плана на стадии «рабочий проект» включают:

  • общие данные по рабочим чертежам;
  • разбивочный план;
  • план организации рельефа;
  • план земляных масс;
  • сводный план инженерных сетей;
  • план благоустройства территории;
  • выносные элементы (фрагменты, узлы)

Градострои́тельный план земе́льного уча́стка , сокращённо ГПЗУ — Один из документов планирования территории. Предоставляется застройщику органами власти[1] и фактически является согласованием основных проектных решений, которое дает возможность проводить дальнейшие действия по реализации инвестиционного проекта.

[править] Значение градостроительного плана земельного участка

Понятие Градостроительного плана земельного участка введено Градостроительным кодексом РФ, принятым в 2004 году[2] . Первая редакция Градостроительного кодекса РФ, принятая в 1998 году, не предусматривала составление такого документа, согласование с органами власти или местного самоуправления проводилось уже после выполнения проектной документации. Разработка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), которые выдавались в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». В Москве в 2004—2008 годах документ аналогичного назначения носил название «Акт разрешённого использования участка территории (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции» (введён Законом города Москвы № 50).

Введение такого документа, как ГПЗУ, позволяет перенести основную часть согласований на предпроектную стадию, сократить сроки проектирования и продолжительность инвестиционного цикла. Вместе с тем согласования в строительстве всё ещё занимают 1,5-2 года и более; Президент Д. А. Медведев намерен упростить эти процедуры и сократить сроки согласований до 3-4 месяцев [3] .

Законодательством предусмотрены следующие виды документов по планированию территории:

  • проекты планировки территории
  • проекты межевания территории
  • градостроительные планы земельных участков.

Градостроительный план земельного участка разрабатывается либо в составе проекта межевания территории, либо в виде отдельного документа. ГПЗУ как отдельный документ может выдаваться юридическим и физическим лицам по их заявлению.

ГПЗУ используется для разработки проектной документации, разработки проекта границ застроенного (или подлежащего застройке) земельного участка, а в последующем — для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

[править] Состав ГПЗУ

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации[4] . Инструкция о порядке заполнения формы ГПЗУ опубликована Министерством регионального развития[5] . В состав градостроительного плана земельного участка входит:

  • номер плана, кадастровый номер и наименование заявителя (преамбула);
  • чертёж градостроительного плана земельного участка;
  • информация о градостроительном регламенте земельного участка;
  • информация о разрешённом использовании земельного участка;
  • информация об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • информация о возможности разделения участка.

Законодательством Москвы в определённых случаях предусматривается также разработка градостроительного обоснования, отсутствующего в федеральном законодательстве [6] .

[править] Подготовка и выдача ГПЗУ

Подготовка ГПЗУ для застраиваемых участков в составе проекта межевания может осуществляться только на основе документов территориального планирования. Подготовка ГПЗУ в большинстве случаев может осуществляться заявителем, но утверждается всё равно органами власти. В Градостроительном кодексе на указано, кому и на каком основании выдается Градостроительный план. Порядок выдачи определяется органами власти. Поэтому, как правило, ГПЗУ выдается только лицу, заинтересованному в строительстве или реконструкции объекта (застройщику), которое должно приготовить все основные документы.

Согласно законодательству, выдача ГПЗУ бесплатна для заявителя. В действительности бесплатно только утверждение ГПЗУ, основную часть подготовки заявитель выполняет самостоятельно.

Кадастровый паспорт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

mirznanii.com

Генеральный план

Генеральный план – это схема планировочной организации земельного участка, выделенного под строительство проектируемого здания. Это базовый документ, который служит основанием для разработки всех проектных решений. Генплан содержит обобщенную информацию о планировочной структуре, застройке, зонировании, озеленении, благоустройстве, инженерном обеспечении и  транспортном обслуживании территории. На основании генерального плана уточняются технико-экономические показатели проекта. 

Основной чертеж генплана представляет собой масштабное изображение, полученное путем графического наложения плана проектируемого объекта на геодезическую подоснову, полученную по результатам исследований характеристик земельного участка. Геоподоснова содержит комплекс геодезических и геологических данных о выделенной под строительство территории - данные о рельефе местности, о существующих сооружениях, зеленых насаждениях, инженерно-технических коммуникациях, дорогах.

Специалисты компании «PNProject» выполняют разработку и оформление документации генеральных планов в соответствии с ГОСТ 21.508 «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов», Постановлением Правительства от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТ 21.101 «Основные требования к проектной и рабочей документации». Главная задача, которую решают специалисты нашей компании на этапе разработки генплана, заключается в рационализации размещения зданий на участке, в повышении эффективности использования территории и создании максимально комфортных условий для жизнедеятельности людей. В ходе разработки генплана мы ставим перед собой цель - оптимизировать капитальные затраты и снизить издержки на реализацию проекта.

Исходные данные для разработки генерального плана

  • Техническое задание на проектирование;
  • Концептуальное решение - эскизный проект или 3D-визуализация объекта капитального строительства;
  • Архитектурно-планировочное задание;
  • Данные аэрофотосъемки и топосъемки;
  • Схема расположения существующих зеленых насаждений;
  • Технические условия на подключение инженерных сетей с указанием точек подключения;
  • Право собственности на земельный участок и прочие документы на землю;
  • Данные о существующих строениях на территории, выделенной под строительство;
  • Результаты инженерно-геологических изысканий в виде согласованного отчета;
  • Другие данные в зависимости от специфики проекта.

Этапы разработки генерального плана

Специалисты компании «PNProject» осуществляют проектирование генплана масштабных, технически сложных строительных объектов в два этапа (стадии «Проект» и «Рабочая документация»). Основные этапы разработки проектной документации и рабочих чертежей генплана:

  • Формирование общих данных по рабочим чертежам;
  • Разработка ситуационного плана;
  • Составление разбивочного плана;
  • Разработка плана земляных масс;
  • Разработка плана организации рельефа;
  • Планирование благоустройства территории;
  • Разработка плана размещения инженерных сетей;
  • Проработка выносных элементов (узлов, фрагментов).

Cостав рабочей документации:

  • Пояснительная записка;
  • Рабочие чертежи;
  • Эскизные чертежи нетиповых конструкций и сооружений;
  • Ведомость строительно-монтажных работ.

Генеральный план: пояснительная записка

В пояснительной записке рассматриваются характеристики земельного участка, приводится обоснование принятых планировочных решений в соответствии с градостроительными регламентами и техническими нормами. Текстовая информация сопровождается расчетами. Приводится перечень мероприятий по инженерной защите территории строительного объекта от воздействия грунтовых вод и опасных геологических процессов. Описываются принципы вертикальной организации рельефа. В текстовом виде формулируются решения по благоустройству территории.

Пояснительная записка содержит описание схемы зонирования земельного участка, обоснование решений, принятых относительно функционального назначения и схемы размещения строительных объектов, включая вспомогательные сооружения. Приводится описание технических показателей транспортных путей, описывается схема соединения дорог с существующими магистралями. В заключении приводятся основные технико-экономические показатели – площадь и плотность застройки, площадь озеленения и др.

Разработка генерального плана: графическая часть

В раздел «Общие данные» включается ведомость чертежей, ссылочных и прилагаемых документов. Схема планировочной организации территории содержит информацию о местах размещения существующих и проектируемых строительных объектов с указанием подходов и подъездов к зданиям. На ситуационном плане отображается аэрофотоснимок территории с четким обозначением границ. В ходе проектирования генерального плана выполняется привязка проектируемого объекта к границам земельного участка и существующим постройкам. Приводятся данные об этапах выполнения строительных работ.

В графическую часть включаются схемы перемещения транспортных средств. На плане организации рельефа отображается вертикальная планировка и план земляных масс. На сводный план инженерно-технических сетей наносятся точки подключения проектируемого здания к существующих коммуникациям. На чертежах в графическом виде воспроизводятся решения по благоустройству, освещению, озеленению земельного участка. Планы озеленения и благоустройства содержат информацию об используемых насаждениях, элементах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах.

После успешного прохождения нескольких этапов согласования генплан используется для дальнейшей разработки проекта. Преимущества сотрудничества с компанией «PNProject» - качественные проектные решения, соответствующие требованиям действующих нормативных документов. А это – в свою очередь, гарантия быстрого прохождения экспертизы и четкое соблюдение сроков проектирования в рамках заложенного бюджета.

Чтобы просчитать стоимость разработки генерального плана, свяжитесь с нашим техническим специалистом по телефону +7 (495) 162-78-81. Мы подробно проконсультируем Вас по вопросам проектирования и предложим максимально выгодную для Вас схему сотрудничества.

pnproject.ru

3. Генеральный план города. Определение и содержание.

Состав: документы,текст Содержание: цели вопросы

1. Генеральный план городского и сельского поселения - основной документ, определяющий в интересах населения и с учетом государственных задач направления и границы территориального развития этих поселений, функциональное назначение и строительное зонирование территории, принципиальные решения по размещению объектов общегородского или общепоселкового значения, транспортному обслуживанию, инженерному оборудованию и благоустройству, защите территории от опасных природных и техногенных процессов, охране природного и историко-культурного наследия, распределение земель по видам собственности, очередности освоения территории.

2. Генеральные планы развития городов и иных поселений с численностью населения менее 100 тысяч человек разрабатываются в один этап. При этом генеральные планы городов, иных поселений с численностью населения менее 50 тысяч человек могут быть совмещены с проектами планировки.

3. Генеральные планы городов областного значения, правила землепользования и застройки городов областного значения утверждаются органами государственной власти области, а прочих городов и поселений - органами самоуправления соответствующих муниципальных образований в пределах их компетенции после согласования со всеми заинтересованными государственными органами и с учетом мнения населения.

Строительство новых и рекон­струкция существующих городов и дру­гих населенных мест осуществляется в соответствии с генеральными планами, которые разрабатываются на расчетный срок 20 лет. При этом необходи­мо предусматривать резервы террито­рии, обеспечивающие возможность дальнейшего развития городов за преде­лами указанного срока.

Генеральный план должен обеспечи­вать создание четкой планировочной структуры города или другого населен­ного места и функциональное зонирова­ние его территории по видам использо­вания: для размещения жилой и общественной застройки, промышленности, агропромышленных комплексов, дру­гих производственных, коммунальных и складских объектов, сооружений внеш­него транспорта, мест отдыха населения. В генеральном плане города должна быть обеспечена высокая экономическая эффективность использования земель, объединение промышленных предприя­тий в группы (промышленные ком­плексы), применение рациональной этажности застройки, взаимосвязанное размещение и организация транс­портных и инженерных объектов (транспортно-инженерной инфраструктуры). В генеральном плане предусматривают мероприятия по охране воздушного бас­сейна от вредных веществ, выделяемых промышленностью и транспортом, ох­ране источников водоснабжения, водое­мов и почвы от загрязнения промыш­ленными, бытовыми сточными водами и отходами; снижению уровня шума, ви­брации и электромагнитных излучений.

Генеральный план - основной документ, определяющий планировочную структуру города, его функциональное зонирование.размещение центров обслуживания, организацию транспортных связей и инженерного оборудования.

Статья 23 ГК РФ.

Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов

1. Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

2. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

3. Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского окрута;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

5. На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования

5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа

3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4) особые экономические зоны;

5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6) территории объектов культурного наследия;

7) зоны с особыми условиями использования территорий;

8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

  1. Архитектурно-планировочная организация жилых зон города. Структурная единица жилых зон.

1. Селитебная зона должна располагаться с наветренной стороны по отношению к промышленной зоне. Для размещения данной зоны отводят участки с наиболее благоприятными природными и санитарными условиями,  по возможности вблизи поверхностных водных объектов, массивов зелени. Селитебная зона предназначена для жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений.

Структура селитебной территории зависит от величины города, его функциональной характеристики (промышленный, курортный, город науки и т.д.), природных условий..

В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы численностью до 150 и более тыс. чел., имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Жилые районы, состоящие из микрорайонов (объединенных общественным центром), размещаются в пределах селитебной территории малых и средних городов, а в больших, крупных и крупнейших - в пределах планировочных (городских) районов.Численность населения жилого района принимается в крупнейших и крупных городах от 40 до 80 тыс. чел., в больших и средних - от 25 до 40 тыс. чел. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т.п.

Наилучшая организация жилого района предполагает членение его намр-ны. Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов.Мр представляет собой основную структурную единицу жил.застройки.

В современном микрорайоне могут проживать 10-20 тыс. чел. и более в зависимости от величины города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территорий, отмеченных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м.

Микрорайон представляет собой структурную единицу селитьбы, связанную с повседневным обслуживанием. Численность населения микрорайона составляет 7 тысяч жителей, площадь 55 га. В микрорайоне размещаются детские учреждения,школа и обществ.-торговый центр повседневного обслуживания с радиусом обслуживания не более 500м.

Условная линия, разделяющая территорию жилой застройки и территорию улиц, проездов и площадей называется красной линией. Расположение зданий на жилой территории по отношению к красной линии может быть различным. Жилые дома в микрорайоне для защиты от неблагоприятного влияния городского транспорта рекомендуется располагать с отступом от красной линии на 3 - 6 м и использовать полосу между красной линией и линией регулирования застройки для посадки зеленых насаждений.

Выбор типа застройки зависит от многих факторов: рельефа местности, ветрового режима территории, наличия зеленых насаждений, автодорог, условий инсоляции, проветривания застройки.

Системы жилой застройки микрорайона:

а) периметральная (вдоль улиц по четырем сторонам квартала, образуя замкнутый квадрат) - это сплошная застройка квартала без отступов от тротуаров внутрь квартала. Отрицательной стороной периметральной застройки при небольшой ширине улицы является сложность обеспечения хороших условий инсоляции жилищ и проветривания территории микрорайона;

б) строчная (здания располагаются параллельно друг другу). Использование строчной застройки позволяет успешно решить вышеназванные вопросы, однако возникают трудности с организацией внутренней территории микрорайона;

в) группами домов. Групповая застройка применяется при строительстве крупных микрорайонов с многоэтажной застройкой;

г) свободная застройка..

Кварталявляется основной структурной единицей функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации исторически сложившихся районов жилой застройки. Различают кварталы преимущественно жилые, смешанного назначения, преимущественно нежилые. Они включают в себя жилые участки, промышленные предприятия, коммунально-транспортные, торговые, административно-общественные учреждения.

При комплексной реконструкции внутреннее пространство квартала приобретает новое функциональное значение, так как меняется качество жилой среды, функционирование нежилых объектов. Важно распределить зонирование жилой и нежилой общественных зон, которое может быть достигнуто как по горизонтали, так и по вертикали, с размещением в нижнем уровне и подвальных этажах общественных объектов (рестораны, зрительные залы, гаражи, временные стоянки, пешеходные проходы, торговые пассажи). На крыше этих сооружений, в уровне земли и нижних этажей организуют жилую зону отдыха с площадками, благоустройством и озеленением. Разделяя жилую и общественную зоны, четко фиксируют изолированные в них входы. Различают 6 видов застройки квартала:

  •  Сплошная

  •  Замкнутая (периметральная);

  •  Рядовая

  •  Групповая

  •  Строчная

  •  Смешанная 

Сплошная застройка Характеристика: вся территория квартала застраивается почти сплошь как по линии улиц, так и внутри. Минусы:  дворы-колодцы, что обуславливает  недостаточную аэрацию и естественную освещенность.

Периметральная застройка Характеристика: по периметру идет сплошная застройка зданиями, а внутри квартала располагаются дворы. Плюсы: 1)внутри домов создаются площадки, где располагаются детские учреждения - защищены от уличного шума. 2) половина окон - на тихую сторону 3)  во дворах создается некое городское общество Минусы: 1) половина окон на шумной стороне улиц 2) не всегда ориентация окон располагается в нужную сторону 3) ухудшаются условия проветривания

 

Рядовая застройка Характеристика: здания строятся сплошь по двум противоположным сторонам квартала. 

Групповая застройка Характеристика:  здания строятся группами, между которыми имеются разрывы. Считается наиболее выгодной с гигиенической точки зрения. Плюсы: 1)город становится более красивым 2)  много места для озеленения 3)   легко выбрать правильную ориентацию.

Строчная застройка Характеристика: здания располагаются по оси меридиана при соблюдении необходимых разрывов. Плюсы: 1) городской шум не мешает горожанам 2) лучшие условия аэрации 3)   солнечного облучения достаточно с обеих сторон здания.

 

Смешанная застройка Характеристика: комбинированная застройка, сочетание нескольких видов застройки в квартале. Перспектива за смешанной застройкой.

На селитебной территории с целью создания наилучших условий для проживания населения предусматриваются:

- размещение повторяющихся структурных элементов городской застройки - жилых районов и микрорайонов;

- четкая дифференциация трасс для го­родского транспорта и для пешеходов, обеспечивающая безопасность передвижения населения, необходимую скорость движения транспортад оптимальные расстояния от квартиры до остановок общественного транспорта и до мест парирования автомобилей индивидуального пользования;

- размещение системы общественных центров.с учетом последующего ее развития на расчетный срок и на более далекую перспективу;

- создание системы озелененных бульваров и аллей, изолированных от трасс городского транспорта (или развязанных с ними в разных уровнях) в направлении от жилых 'зданий к общественным центрам и отдель­ным общественным зданиям, озелененным территориям и спортивным устройствам по­вседневного и периодического пользования;

- размещение защитных зон между жилыми зданиями, территориями для отдыха и промышленными и складскими территориями, городскими дорогами, , магистральными улицами, предприятиям коммунально-хозяйственного назначения (котельные, гаражи).

В зависимости от конкретной градостроительной ситуации (размер микрорайона, конфигурация его плана, этажность жилых домов, принцип группировки и размещения обслуживающих учреждений, рельеф местности, наличие водоемов и зеленых насаждений) архитектурно-пространственная организация микрорайонов различна. В наиболее общем виде планировка микрорайонов может быть осуществлена на основе как единой, так и расчлененной на группы жилых зданий архитектурно-пространственной организации территории.

По условиям размещения в отношении сторон света жилые здания проектируются трех типов:

-для меридиональной ориентации (часть секционных и все здания гостиничного типа и типа общежитий);

-для широтной ограниченной ориентации (часть секционных зданий и все здания галерейного типа);

-для неограниченной ориентации (часть секционных зданий и блокированные здания) .

Планировочная структура. Органичное единство всех элементов селитебной территории, а также взаимосвязь всех функциональных зон города обеспечивает проект планировки, планировочную структуру. Планировочная структура селитебной территории устанавливает целесообразное и рациональное взаиморасположение составляющих ее элементов: жилой застройки, общественных центров, территорий отдыха населения. Планировочная структура определяется размещением основных функциональных узлов и сетью транспортных магистралей и дорог, соединяющих эти узлы, а также все функциональные территории города. Размещение предприятий и общественных центров предпочтительно на участках, прилегающих к основным транспортным узлам и магистралям, что обеспечи­вает удобство транспортной доступности для жителей. Планировка селитебной территории должна обеспечивать параметры окружающей среды, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствовать эстетизации среды обитания жителей, созданию архитектурного своеобразия данного города (поселения).Планировочная структура селитебной территории строится в зависимости от ряда факторов: масштабов города (поселения), его экономической ориентации, предполагаемых темпов роста и имеющейся строительной базы, природных факторов района строительства и др.

Основным принципом в разработке планировочной структуры селитебной территории является создание максимально комфортных условий для жителей в осуществлении ими всего комплекса жизненных процессов. При этом должны быть обеспечены удобная связь общественным транспортом мест проживания людей с местами приложе­ния труда, отдыха, спорта, а также нормируемая пешеходная доступность объектов общест.назначения, размещенных в жилых комплексах.

Планировочные схемы застройки селитебной территории. Городская застройка должна быть комплексной, наряду с жилыми домами одновременно должны возводиться объекты общественного назначения. Сеть учреждений общественного обслуживания строится, как правило, по ступенчатой системе на базе двух основных принципов: максимального приближения объектов повседневного обслуживания к жилым комплексам (а также учреждениям и предприятиям, размещенным в селитьбе) и сосредоточения объектов обслуживания периодического и эпизодического посещения в крупных центрах районного и городского значения (рис. 2.1, 2.2). В це­лях наиболее полного удовлетворения запросов населения в общественных центрах воз­можно кооперирование объектов обслуживания различных отраслей.

Исходя из функций объекта обслуживания и местонахождения людей, на город­ской территории выделяют:

A. Объекты, сопутствующие месту жительства (объекты ежедневного пользования) - детские сады - ясли, школы, спортивные залы и др,

Б. Объекты, находящиеся в пределах пешеходной доступности от различных мест нахождения людей, но не связанные с их местом жительства - кафе, столовые, ап­теки, отделения связи, магазины продовольственных товаров и др.

B. Объекты периодического и эпизодического пользования.

Г. Уникальные, специализированные объекты и комплексы.

Принципы комплексности застройки и архитектурно-пространственного формирования города с включением объектов общественного назначения лежат в основе мирового градостроительства.

  1. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОР ЦЕНТРА. Общественно деловые зоны

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общ питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, администр, научно-исследовательских учреждений, культовых зд, стоянок авто транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В исторических городах в состав обществ-деловых зон могут включаться памятники истории и культуры.

Структура общ центров города зависит от его величины, административного значения, места в системе расселения, народнохозяйственного профиля. С ростом города пространственно развивается и усложняется структура общ центров.

Малый город обычно имеет компактный общегородской центр, выполняющий одновременно функции периодического и повседневного обслуживания.

В больших и крупных городах система центров получает пространственное развитие: формируются центры жилых и планировочных районов, центры в зонах труда и отдыха. В крупнейшем городе — развитая пространственная система центров, главным элементом которой является центральный район — обширная по территории зона города, в пределах которой выделяется ядро центра с преобладающим удельным весом административно-общ функций. Центральный район крупнейшего города, помимообщ зданий, включает значительный удельный вес жилой застройки, к организации которой предъявляются специальные требования.

По функциональному содержанию общественные центры могут быть многофункциональными и специализированными. Наиболее многофункционален общегородской центр. Наряду с этим в городах формируются лечебно-оздоровительные, спортивные, учебные и другие специализированные центры. Как правило, специализированные центры вместе с основной функцией выполняют ряд дополнительных и обслуживающих функций например, функции торговли и общ питания, спортивных и зрелищных центров.

Функциональный профиль города отражается на содержании и структуре его общ центров. Так, в городах-админ центрах формируется развитая зона административных учреждений. Как правило, она пространственно сочетается с общ функциями центра и образует многообразные по назначению администр-обществ комплексы. В городах-курортах и туристических центрах развиваются функции лечебно-оздоровительные, культурно-просветительные. В городах — научных и образовательных центрах комплекс гор центра включает в ряде случаев научные учреждения и учебные заведения.

Общ центр города осуществляет обслуживание гор населения, а также населения, тяготеющего к городу района. Межгородское значение могут иметь центры не только крупных, но и малых или средних городов. Особенно велика доля сопряженного населения в городах, являющихся администр центрами района, области, края, республики.

В крупнейшем городе общ центр формируется как обширная по территории зона и помимо общ функций выполняет и жилые — необитаемая вечером зона дневной активности имеет ряд недостатков.Возможны и целесообразны в центре, по крайней мере, три вида жилой застройки: временные жилища — гостиницы, общежития, пансионаты, квартиры, рассчитанные на короткие сроки проживания, и т.п., потребители которых не нуждаются в школах и детских учреждениях, внешних жилых зонах; служебные квартиры администр и технического персонала, пребывание которого на территории гор центра должно быть постоянным; жилища, совмещенные с местом приложения труда представителей некоторых профессий — например, мастерские, студии и т. п.

Планировочная структура гор центра.

Территорию гор центра формируют участки общ зданий, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. Размеры территории центра значительно различаются в зависимости от состава объектов, характера планировки и застройки до 50% территории центра занимают трансп и пешеходные пути, озелененные территории. В целом территория обще-гор центра для условий средних, больших и крупных городов составит укрупнено на одного жителя 3-5 кв.м.

Общие требования к планировочному решению центра: удобная связь его с селитебной зоной города, размещение основных объектов в доступности до 200м от остановок общ транспорта, изоляция от транзитного движения, организация пешеходных путей, связывающих все функциональные зоны и элементы центра.

Планировочная структура гор центров обуславливается их функциональным содержанием, общей вместимостью учреждений и открытых пространств, местом в плане города, характером природного ландшафта. Можно различить компактные, линейные и расчленённые схемы центров.

Компактность и внутренняя пешеходная доступность характерны для центров малых городов, а также для центров районов и микрорайонов в селитебной зоне. Простейший тип компактного центра — пешеходная площадь, застроенная по периметру. Развитие этого типа ведёт к островной застройке и расчленению территории площади на функц зоны.

Общей чертой компактных пешеходных центров малых и средних городов является объемно-пространственное единство, несложная планировочная конфигурация и возможность единовременного зрительного восприятия как изнутри, так и снаружи.

В простейшем виде линейный центр может представлять собой главную улицу города или района с магазинами, культурно-зрелищными и администр учреждениями. Здесь пешеходные пространства могут быть представлены расширенными тротуарами или бульварами вдоль проезжей части улицы.

Линейный центр может располагаться между двумя дорогами одностороннего движения, если расстояние между ними не превышает 100-150 м. Такой островной прием позволяет обеспечивать удобное трансп обслуживание и близкую пешеходную доступность остановочных пунктов.

В протяженных центрах-эспланадах и обширных по территории узловых центрах предусматривается обслуживание транспортом.

С ростом города структура общ центра усложняется, включая ряд взаимосвязанных общ комплексов, площадей, улиц, озелененных участков. Система центра крупнейшего города представлена ядром центра и развитой сетью различных по функциям административно- общ комплексов. В ряде случаев возникает задача вынесения элементов гор центра торговых.зрелищных, спортивных, медицинских и др. на границу города для обеспечения функций межселенного обслуживания.

Планировочная структура центрального района крупнейшего города и ядра центра представляет собой сложное пространственное сочетание и наложение общегородских административно-общ функций.функций жилища и повседневного обслуживания. Важной задачей организации центра является: упорядочение и дифференциация пространственной организации общегородских функций центра и сохраняемых на его территории функций жилища; интенсификация освоения территории центра; упорядочение трансп и пешеходных систем; сохранение и рациональное использование исторически сложившейся городской среды.

  1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ ГОРОДА.

Производственную зону города составляют городские промышленные районы, которые формируются на основе кооперирования предприятий, вспомогательных и обслуживающих объектов, инженерных сооружений, а также связанных с ними общественных и научно-исследовательских центров. Планировочная структура промышленного района должна быть взаимосвязана со структурой всего города.

В основе промышленных районов выделяются промышленные узлы, формирующиеся на основе объединения и кооперирования предприятий, однородных по отраслевым и технологическим характеристикам, по комплексному использованию транспортной и инженерной инфраструктуры.

Промышленные предприятия размещают в основном на специально выделяемых в городе производственных территориях. Размеры производственных терри­торий зависят, главным образом, от профиля производства. В процессе роста и развития городов формируются крупные промышленные зоны, занимающие территорию до 5000 - 6000 га с численностью работающих до 150 - 200 тыс. чел.

Предприятия располагают не разрозненно, а объединяют в группы с кооперацией энергетических, вспомогательных и обслуживающих объектов. Эти группы предприятий с их общей территорией образуют промышленные районы. На территории промышленного района могут располагаться одна или несколько групп предприятий (промышленных узлов). В современных индустриальных городах промышленные районы занимают в среднем 25 - 35% территории.

Планировочная организация промышленных районов основывается на зонировании территории по характеру ее использования с выделением зон производственной, подсобных объектов (объекты энергетического и водооборотного хозяйства, очистные сооружения и др.), складской, транспортной и предзаводской. Кроме того, для промышленных районов, расположенных на границе с селитьбой может быть выделена зона общественных центров.

Территория промышленного района выбирается с учетом природно-климатических, инженерно-геологических и топографических условий местности. Для удаления обеззараженных сточных вод территория должна иметь уклон в пределах 0,003 - 0,03. Во избежание возможного затопления промышленных площадок паводковыми водами, отметки поверхности площадок должны превышать расчетный горизонт паводковых вод не менее, чем на 0,5 м. Чтобы исключить возможность затопления подземных сооружений среднее превышение поверхности промышленной территории над отметкой наивысшего уровня фунтовых вод должно быть не менее 7 м.

Определяющими при размещении промышленных предприятий являются санитарно-гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на условия формирования промышленных районов и всей структуры города. Промышленные районы, в зависимости от класса санитарной вредности и грузооборота предприятий, действующими нормами подразделяются на три типа

Крупные металлургические, химические, нефтеперерабатывающие заводы, а также предприятия, связанные с разработкой полезных ископаемых создают большие концентрации производственных вредностей и оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения. Расстояние от таких районов до селитебной территории устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от технологии, эффектив­ности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасное производства.

К предприятиям, выделяющим незначительные производственные вредности и не требующим полной изоляции от селитебных зон, но связанным со значительным грузооборотом и необходимостью устройства подъездных железнодорожных путей, относятся машиностроительные, текстильные, пищевые предприятия. Санитарно-защитная зона между ними и селитебной территорией может быть 50-1000 м. Из-за необходимости обслуживания железнодорожным транспортом такие районы целесообразно размещать на границе селитебной зоны.

К предприятиям, не оказывающим вредного влияния на условия жизни населения и имеющим незначительный грузооборот, относятся заводы точной механики, приборостроения, оптики. Такие предприятия не требуют изоляции от селитебной зоны и могут располагаться в ее пределах. Роль санитарно -защитной зоны может выполнять озелененная транспортная магистраль.

Планировка промышленных районов, располагаемых в удалении от селитебной зоны, в малой степени связана со структурой города. Их связь формируется только транспортными магистралями. Промышленные районы, непосредственно примыкающие к границам селитебной зоны, включаются в систему городских магистралей. Их структура должна решаться с учетом планировки и застройки прилегающих к ним районов города. Архитектурно-планировочная структура промышленных территорий, расположенных внутри города, определяется пространственной характеристикой окружающих жилых районов и формируется в тесной взаимосвязи с ними.

При размещении промышленных предприятий следует учитывать также масштабы потребления ими электроэнергии, воды, напряженность грузооборота, наличие железнодорожного внутреннего транспорта. Например, предприятия по производству алюминия, электрометаллургии стального литья располагают вблизи ГЭС, ГРЭС, высоковольтных линий электропередачи; целлюлозно-бумажные комбинаты, ТЭЦ и т.п. размещают вблизи крупных водоемов(при этом необходимы эффективные очистные соору­жения).

Большую роль в определении места производственной территории в плане города играет направление господствующих ветров, определяемое в соответствии с розой ветров. Промышленные районы с вредными предприятиями следует располагать с подветренной стороны по отношению к ближайшей жилой застройке, продольную ось территории предприятия рекомендуется располагать параллельно или под углом не более 450 к направлению господствующих ветров.

Одним из главных критериев определения границ и размеров промышленно-селитебного района являются затраты времени на передвижение основной массы работающих (75 - 80%) от мест приложения труда до мест их проживания. Это время не должно превышать 30 мин (в один конец).

На территории промышленных рай­онов размещают производственные предприятия (промышленные, энергетические, транспортные), проектные, научные и учебные центры, транспортные и инженерные устройства, Дороги, учреждения обслуживания работающих в промышленном районе. Размеры промышленных районов зависят от характера производств и их территориальной группировки, условий транспортного обслуживания производства и обеспечения трудовых связей населения. В малых и средних городах целесообразно формирование единого промышленного комплекса. В больших, и тем более в крупных городах обычно формируется два или несколько промышленных комплексов.

Основными функциональными зонами промышленного района являются: производственная зона, в которую включаются площади промышленных предприятий и связанных с ними объектов; зона складского и энергетического хозяйства; транспортная зона - территории подъездных путей сортировочных станций, погрузочно-разгрузочных сооружений; зона общественных и обслуживающих центров, в которой размещаются учреждения культурно-бытового обслуживания, научно-исследовательских и административно-хозяйственных учреждений, объекты технического обслуживания общерайонного значения С целью защиты от производственных вредностей между промышленным районом и селитебными территориями формируется санитарно -защитная зона, планировочная организация которой основывается на зонировании ее территории с выделением зон припромышленного озеленения, приселитебного защитного озеленения и зоны, в пределах которой прокладывают транспортные и инженерные коммуникации, располагают коммунальные, административно-хозяйственные, инженерные объекты и сооружения, связанные с промышленным районом.

7.Функциональное зонирование и планировочная структура города. Понятие, примеры. Основные типы планировочной структуры городов

При всём многообразии городов существуют некоторые понятия, общие для любого типа поселений, с помощью которых принято описывать их строение, функционирование и развитие. Одной из основных моделей территориальной организации города является его функциональное зонирование.

Функциональное зонирование — это дифференциация территории по характеру использования, т.е. по типу функционального назначения.

Выделение функциональных зон позволяет создать наилучшие условия для основных форм жизнедеятельности городского населения — труда, быта, отдыха, поскольку каждый из этих видов деятельности предъявляет специфические требования к размещению и организации городского пространства.

Чёткое разделение города на зоны труда, селитьбы и отдыха не всегда было характерным для организации городских поселений. Промышленная революция и концентрация производства определили новые принципы зонирования городов. Впервые они были сформулированы в проекте индустриального города Тони Гарнье. Новизна планировочных идей Гарнье состояла в том, что он предложил ясные разграничения между функциями города жильё, труд, отдых, обучение, движение и как следствие этого — организацию транспортного и пешеходного движения; планировку жилых районов без замкнутых дворов, пронизанных непрерывными зелёными пространствами со свободными от транзита пешеходными путями и площадями, со школами на открытых участках и многочисленными спортивными площадками.

Большой вклад в теоретическую и практическую разработку принципов комплексной функциональной организации городов внесли интернациональные конгрессы новой архитектуры CIAM, объединившие многих ведущих архитекторов стран Западной Европы во главе с Ле Корбюзье. В 1928г. первая декларация CIAM так определила программу функционального зонирования города: Градостроительство — это организация функций коллективной жизни, применима в равной степени, как к сельским местам, так и к городским агломерациям. Оно не может быть обусловлено установленными эстетическими претензиями — сущность градостроительства в его функциональной природе.

В 1933 г. в Афинах состоялся 4 конгресс CIAM, который сформулировал принцип функционального зонирования, как одно из главных положений современного градостроительства. Итоговый документ конгресса, получивший название Афинской хартии, стал по выражению одного из его создателей азбукой современного градостроительства.

Принцип функционального зонирования в большей мере сохраняет своё значение в практике развития современных городов. В современном городе можно выделить следующие основные функциональные зоны: селитебная, промышленная, коммунальная, складская, внешнего транспорта и отдыха. Каждая из этих зон характеризуется определёнными количественными параметрами, условиями взаимного расположения по отношению друг к другу.

Селитебная зона, т.е. зона жилой застройки, составляет примерно половину всей территории города.

Территория промышленной зоны в зависимости от характера производства и его вредности требует санитарно-защитных разрывов 50-3000 м, озеленённых не менее чем на 40%. При больших разрывах территория относится к пригородной зоне.

Складская зона проектируется из расчета 3-5 м кв. на одного жителя.

Коммунальная зона включает территорию водозаборов, очистные сооружения канализации, теплоцентрали, кладбища и др. размещаемые с разрывом от селитебных зон.

Зона внешнего транспорта может занимать до 10% территории города.

Лесопарковые зоны отдыха входят в пригородные зоны.

Общегородской центр — как правило, являет собой полифункциональную зону.

Интеграция городских функций является одним из наиболее характерных признаков современного градостроительного развития.

Планировочная структура города.

Если функциональное зонирование отражает прежде всего различия в характере использования и пространственной организации различных частей города, то планировочная структура характеризует городской организм в единстве взаимосвязи различных его частей элементов.

Характеристики планировочной структуры получают наиболее наглядное выражение в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между функциональными зонами города. Транспортная инфраструктура не только фиксирует планировочную структуру, но и во многом предопределяет её последующее развитие. Причина этого не только в том, что объекты транспортного строительства — городские магистрали, путепроводы, линии общественного транспорта особенно метрополитен в городах-миллионерах — дорогостоящие и поэтому одни из наиболее стабильных элементов городской планировки. Помимо этого территории, прилегающие к главным узлам и осям транспортной инфраструктуры, наиболее выгодные, комфортные с точки зрения транспортной доступности. Это делает их предпочтительными для размещения важнейших объектов городского строительства — мест приложения труда, уникальных учреждений обслуживания. Таким образом, конфигурация транспортной инфраструктуры закрепляется в планировке города тяготеющими к ней участками с наиболее высокой интенсивностью освоения городского пространства. Вместе они составляют относительно неизменяемую, устойчивую во времени основу пространственно-планировочной организации города, для обозначения которой в современной градостроительной литературе используют термин каркас.

Каркас — воплощение многих важнейших свойств планировочной структуры. В обобщённом виде он фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города. Одновременно каркас фиксирует наиболее значимые с точки зрения социальных коммуникаций зоны высокой концентрации городских функций и населения. Благодаря этому выделение каркаса существенно дополняет функциональное зонирование, схемы которого фиксируют наличие различных функциональных зон безотносительно к интенсивности освоения пространства. Каркас, напротив, выделяет городские пространства по интенсивности их освоения и удобству транспортной доступности, безотносительно к типу функционального использования территории.

Выявление каркаса становится важнейшей задачей градостроительного исследования, имеющей практическое значение для эффективного управления развитием города.

Дифференциация территории города по интенсивности её освоения не ограничивается выделением структурного каркаса. Комфортность среды обитания определяется не только условиями хорошей доступности, функциональной насыщенности территории, но и такими экологическими характеристиками, как санитарно-гигиенические, эстетические, историко-культурные. Благоприятные экологические показатели часто несовместимы с высокими показателями интенсивности освоения территории. Всесторонний учёт природно-ландшафтных факторов, продуманное включение в систему планировки и бережное сохранение имеющихся зелёных массивов и акваторий, рекультивация пришедших в упадок городских ландшафтов, борьба с загрязнением воздушного и водного бассейнов за счёт рационального взаиморазмещения объектов и зон — таковы основы современной экологической политики города.

Отражением такой политики является требование учёта экологической инфраструктуры — единой системы культивированных природных ландшафтов, при формировании планировочной структуры города и выделении каркаса.

Развитие города.

Реальное многообразие развития планировочных структур городов безгранично. Однако существуют некоторые стереотипные приёмы и общие закономерности. Для их выявления целесообразно использовать различия между городами по взаимосвязанным характеристикам территориального развития городской структуры и организации внутригородских коммуникаций.

Пространственное развитие города, в зависимости от исторических условий и эволюции его функций, можно свести к трём основным архитектурно-планировочным формам:

- уплотнение городской застройки, интенсификация использования территории

- расширение границ города и освоение прилегающих территорий

- отпочкование от города новых пригородных самостоятельных районов или городов спутников, территориально не соприкасающихся один с другим.

В различные исторические периоды градообразования прослеживаются все указанные выше формы во взаимодействии.

Фундаментальные стереотипы освоения пространства:

1. Компактная центрическая структура — наиболее распространённый тип города в допромышленную эпоху. Её главные достоинства — компактная форма плана, хорошая доступность центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения. С древнейших времён и вплоть до 20 века мечты об идеальном городе связывались с компактной формой моноцентрического плана. Однако преимущества этой системы могут быть реализованы в полной мере лишь при ограниченных размерах поселения. При увеличении же этих размеров преимущества быстро переходят в свою противоположность. Периферийные районы оказываются отрезанными от центра, а центральные — отрезанными от природного окружения.

2. Линейная структура. Древнейшим прототипом линейного плана может служить распространённая разновидность сельского поселения — ряд домов, вытянувшихся вдоль дороги. Линейную структуру издавна получали города, расположенные на затеснённых участках прибрежной полосы морей и больших рек, горных долин и т.п.

3. Решётчатая сетевая структура. Предполагает относительно равномерное освоение территории, что объективно необходимо применительно к крупномасштабным территориальным системам.

4.8 При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.

Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественно-деловой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.

Схема функционального зонирования города

1— центр города;  2— селитебная зона;  3— промышленная зона;  4— коммунально-складская зона;  5— зона внешнего транспорта;  6— санитарно-защитная зона; 7— городской парк;  8— спорткомплекс;  9— граница города

К основным планировочным элементам города относят:

1. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.

2. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.

3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.

4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.

5. Промышленные предприятия.

6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.

7. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.

8. Кладбища и крематории.

9. Водоемы естественные и искусственные.

10. Санитарно-защитные зоны.

1 — общественный центр; 2 — жилая территория; 3 — озелененная территория;  4 — промышленная зона.

studfiles.net

Градостроительный план и генеральный план это одно и тоже

Вопрос, который возникает у застройщика после получения готового градостроительного плана, это «Где и как получить разрешение на строительство?». Все очень просто. Разрешение получается в том же Комитете по градостроительству и архитектуре, в котором вы оформили градостроительный план. Для его получения понадобятся документы собственника на участок, готовый градостроительный план и генеральный план по застройке территории.

Необходимо вернуться в комитет, куда была подана заявка на градостроительный план земельного участка, где получить надлежаще оформленный отказ на его оформление, с указанием причин. Такой отказ может быть выслан по почте. Отказ не является запретом на повторное оформление заявки и может быть обжалован как в досудебном порядке, так и в суде.

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент)

з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства – для объектов производственного назначения;

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — что это такое и как его получить

Задачи данного акта достаточно многообразны. В частности, он является основой для разработки проектных документов для имеющихся объектов капстроительства, а также сооружений, которые нуждаются в реконструкции. Градостроительный план участка числится в перечне бумаг, необходимых для получения разрешений на возведение здания и его ввода в эксплуатацию (исключение составляют объекты жилищного строительства, не введенные в эксплуатацию до 31.12.2014).

Получить документ можно в двух видах. Это может быть отдельная бумага либо элемент проекта межевания. Его выдача осуществляется уполномоченным органом на основании заявления собственника земельного участка, временного пользователя или заинтересованного лица. При выдаче уполномоченный орган должен взять у заявителя только документ, который позволит его идентифицировать. Разглашение информации о цели истребования плана или указание ее в любых документах законом не предусмотрено.

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — состав сведений, порядок подготовки и получения с 1 июля 2019 г

  • ГПЗУ перестал быть документом, отражающим особенности планирования территории участка,
  • в состав ГПЗУ включены дополнительные сведения, требуемые при архитектурно-строительном проектировании и возведении капитальных строений — кроме основной информации о границах землевладения, расположенных на территории постройках и о сфере действия публичных сервитутов, в градплане земельного участка теперь будет отражаться новая информация:
  1. о техусловиях технологических присоединений капитальных строений, расположенных или планируемых на исследуемом участке, к сетям коммуникаций;
  2. об уточненном расположении коммуникационных сетей, находящихся на исследуемых землях;
  3. о проектах, сформированных на базе ГПЗУ, выданного не более 3 лет назад до момента получения разрешения на ведение строительства.
  • срок действия информации, указанной ГПЗУ, ограничивается 3 годами.

С 1 июля 2019 года подготовка ГПЗУ должна вестись в соответствии с новыми положениями Градостроительного Кодекса РФ или в формате обособленной процедуры, или входить в состав межевых работ, поскольку законодательные новинки внесли существенные коррективы в ранее действующий главный закон градостроительства:

Статья 23 ГрК РФ

7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

2. Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают, что подготовка генеральных планов поселений, городских округов осуществляется как ко всей территории поселений, городских округов в целом, так и может осуществляться к отдельным населенным пунктам, входящим в их состав, с последующим внесением в генеральный план изменений.

Генеральный план

Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:

Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории [2] . В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города, поселения в роли такового выступают правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия [1] и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня — проектов планировки и межевания.

Рекомендуем прочесть:  При покупке квартиры возмещение подоходного налога

Генеральный план – это градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Он разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Федерации.

Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Ст 24 Градостроительный кодекс РФ 2019

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями «статьи 9» настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Генеральный план – это градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Он разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Федерации.

Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Статья 24

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

exjurist.ru


Смотрите также