Какие цвета красок следует использовать для дверей оконных рам в школе


Санитарно - гигиенические требования к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

от наружной стены до первого ряда парт (столов) — не менее 0,5 м;

— от внутренней стены до третьего ряда —0,5 м; — от задней стены до последних парт (столов) —-0,65 м; — от классной доски до первых парт (столов) —2м; от классной доски до последней парты (стола) — не более 8 м; — между рядами — 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года. Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах (в кабинетах) за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко- желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75—80 см, для учащихся 5-11 классов — 80—90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75—2,0% (средняя полоса России). Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, по этому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Наглядные пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии — на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале, занятий в 8 ч. 30 мин, на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется: — не закрашивать оконные стекла; — не расставлять на подоконниках цветы— их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

— очистку и мытье стекол про 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: — для потолка — 0,7—0,8; — для стен — 0,5—0,6; — для пола — 0,3—0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

— для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; —для мебели (парты, столы, шкафы) — цвёта натурально го дерева или светло-зеленый; — для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; — для дверей, оконных рам — белый.

4. Воздушно -тепловой режим. Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

При температуре наружного воздуха более + 1О°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

—18—20°С при их обычном остеклении; — в учебных мастерских —15—17°С; — в актовом зале, классе музыки, клубной комнате —18—20°С; — в дисплейных классах оптимальная температура —19- 21°С, допустимая — 18—22°С; — в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий—15—17°С; в раздевалке спортивного зала —19—23°с; — в медицинских кабинетах — 21—23°с; — в рекреациях —16—18°С; — в библиотеке 17-21° С.

Перепады температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2—3 °С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15— 14° С проветривание зала следует прекращать. В помещениях школы относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40—60%. В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция: Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

suhanovka.ru

Школа по ГОСТу

Санитарные нормы для школы учитывают массу показателей — от правильно составленного расписания уроков до цвета стен в кабинетах

Проверка иркутских школ, проведенная Центром Госсанэпиднадзора в Иркутской области, показала, что только 4 школы соответствуют всем санитарным нормам — это 47-я и 15-я, 1-я и 3-я гимназии. Во всех остальных образовательных учреждениях были найдены нарушения. Больше всего санитарным нормам не соответствуют компьютерные классы, зачастую у администраций школ просто нет документов, подтверждающих безопасность вычислительных машин, много нарушений по освещению и отоплению. Наш корреспондент встретился с врачом отделения гигиены детей и подростков Центра Госсанэпиднадзора в Иркутской области Мариной Всеволодовной Секисовой. Она рассказала о требованиях, которые сегодня предъявляются к школам.

Освещение кабинетов — особые требованияМного нарушений в школах связано с освещением. Почти во всех классах оно должно быть естественное. Без естественного освещения допускается проектировать только снарядные, умывальные, душевые, уборные, складские помещения, где не хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, книгохранилища, радиоузлы, помещения для хранения дезсредств. В учебных же помещениях окна должны располагаться с левой стороны, запрещается расположение окон спереди и сзади. В мастерских для трудового обучения, в актовых классах и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное — верхнее и боковое. Окна учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Надо помнить, что шторы из поливинилхлоридной пленки нельзя применять.

Для полноценного освещения в классах следует использовать следующие цвета:

  • для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цветов;
  • для мебели — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
  • для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
  • для дверей, оконных рам — белый.

Новые санитарные нормы запрещают вешать на окна тюль и ставить на подоконники цветы. Освещение в классах должно быть 300 люкс (условные единицы освещения); в классах рисования и черчения освещение должно быть на 66 процентов лучше, чем в обычных классах; лучше должны освещаться столы в классах информатики; в актовых и спортивных залах освещение может быть на одну треть хуже, чем в обычных классах. Классные доски обязаны освещаться софитами — двумя установленными параллельно доске зеркальными светильниками. Запрещено совмещение в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания.Повар золотые украшения должен оставлять домаВ каждой школе должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). Но оказывается, не все блюда полезны для школьников. Так, санитарные нормы запрещают кормить школьников:

  • фляжным, бочковым, непастеризованным молоком, творогом и сметаной в натуральном виде без тепловой обработки;
  • зеленым горошком без термической обработки;
  • макаронами с мясным фаршем, блинчиками с мясом, студнями, окрошкой, паштетами, фаршмаком из сельди, заливными блюдами (мясные и рыбные);
  • грибами, макаронами с рубленым яйцом, яичницей-глазуньей, пирожными и тортами кремовыми, жаренными во фритюре пирожками, пончиками. Поить напитками, морсами без термической обработки, квасом.

Кстати, новые нормы требуют от персонала пищеблока коротко стричь ногти. Работникам нельзя во время работы носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать одежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте. Не допускаются к работе лица с нагноившимися порезами, ожогами.Число уроков — не больше шестиВ максимально допустимые часы должны входить часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся в первую смену;
  • пятидневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более четырех уроков в день;
  • продолжительность уроков — не более 35 минут;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине самой длинной четверти.
  • в сентябре, октябре у первоклашек не должно быть больше 3 уроков по 35 минут; со второй четверти — 4 урока по 35 минут.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков не должно быть больше пяти в начальных классах и не более шести — в 5—11-х классах.Общая длительность практической работы для обучающихся в 1—2-х классах — 20—25 минут; для 3—4-х классов — 30—35 минут. Непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью для первоклассников — 5 минут, для 2—3-х классов — 7 минут, для 4-х классов — 10 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5—7-х классах не должна превышать 65 процентов времени занятий.

Спортзалы должны проветриваться

Температура в классах тоже должна соответствовать определенным нормам:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях должно быть 18—20 градусов;
  • в учебных мастерских — 15—17 градусов;
  • в актовом зале, классе пения и музыки — 18—20 градусов;
  • в раздевалке спортивного зала — 19—20 градусов;
  • в кабинете врачей — 21—23 градуса;
  • в библиотеке — 17—21 градус;
  • в вестибюле и гардеробе — 16—19 градусов.

Санитарные нормы требуют во время проведения уроков физкультуры в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше 5 градусов тепла и слабом ветре. При более низкой температуре — только одно окно.Стены в школах должны быть гладкимиПри оборудовании учебных помещений соблюдают следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов — не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70;
  • от первой парты до учебной доски — 2,4—2,7 метра, до последней парты не более 8,6 метра.
  • высота нижнего края доски от пола — 80—90 сантиметров.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие — дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе, в туалетных комнатах полы должны быть покрыты керамической плиткой. Для оборудования полов нельзя использовать цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.На уроках необходимо делать гимнастику для глазСанитарные нормы требуют от учителей выполнять с детьми определенный комплекс упражнений для глаз один-два раза в течение учебного дня.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6, повторить 4—5 раз.5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.Тяжелый портфель вреден для здоровьяОчень важно не перенагружать портфель ребенка лишними грузом. Так, санитарные нормы рекомендуют, чтобы портфель первоклассника не был тяжелее 3 килограммов, иначе он может сильно искривить позвоночник начинающего школьника. 3 килограмма — норма и для второклассника. Портфель, который весит уже 4 килограмма, должен быть по силам для учеников 3—4-го классов, 5 килограммов — для учеников 5—9-х классов, поднимать портфель весом 6 килограммов санитарные врачи разрешают только старшеклассникам из 10—11-х классов.

baikal-info.ru

Санитарно - гигиенические требования к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

от наружной стены до первого ряда парт (столов) — не менее 0,5 м;

— от внутренней стены до третьего ряда —0,5 м; — от задней стены до последних парт (столов) —-0,65 м; — от классной доски до первых парт (столов) —2м; от классной доски до последней парты (стола) — не более 8 м; — между рядами — 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года. Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах (в кабинетах) за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным.  Состояние зрительных функций, а также работоспособность  учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко- желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75—80 см, для учащихся 5-11 классов — 80—90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75—2,0% (средняя полоса России). Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, по этому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Наглядные пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии — на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале, занятий в 8 ч. 30 мин, на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется: — не закрашивать оконные стекла; — не расставлять на подоконниках цветы— их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

— очистку и мытье стекол про 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: — для потолка — 0,7—0,8; — для стен — 0,5—0,6; — для пола — 0,3—0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

— для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; —для мебели (парты, столы, шкафы) — цвёта натурально го дерева или светло-зеленый; — для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; — для дверей, оконных рам — белый.  

4. Воздушно -тепловой режим. Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными  условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

При температуре наружного воздуха более + 1О°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

—18—20°С при их обычном остеклении; — в учебных мастерских —15—17°С; — в актовом зале, классе музыки, клубной комнате —18—20°С; — в дисплейных классах оптимальная температура —19- 21°С, допустимая — 18—22°С; — в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий—15—17°С; в раздевалке спортивного зала —19—23°с; — в медицинских кабинетах — 21—23°с; — в рекреациях —16—18°С; — в библиотеке 17-21° С.

Перепады температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2—3 °С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых  залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15— 14° С проветривание зала следует прекращать. В помещениях школы относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40—60%. В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция: Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

 

www.potachca1.narod.ru

Нормативные требования к учебным кабинетам в образовательных организациях

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. ,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ , ВЕТЕРАН ТРУДА

Наличие нормативной школьной документации на открытие и

функционирование учебного кабинета:

  • приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы

(по профилю кабинета);

  • приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных

обязанностях (по профилю кабинета):

  • паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов. технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;

  • инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

  • правил техники безопасности при работе в кабинете;

  • правил пользования учебным кабинетом учащимися;

  • акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

  • протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы

(по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

  • плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

  • журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

  • заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование,

дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды,

таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

  • аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

  • самоанализа работы кабинета учителем;

  • планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

1.2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

  • оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);

  • наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

2.3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий(, тестов,

контрольных работ, эссе. сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамкаx функционирования кабинета.

3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3.2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

3.3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

3.4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий

и др.

3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).

3.7. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

3.8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными. учащимися, консультации и др.

3.9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.

3.10. Оценка деятельности учебного кабинета учащимися.

4. Требования к планированию и организации работы

учебного кабинета по созданию оптимальных условий

для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся

4.1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

4.2. Разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы

(по профилю учебного кабинета).

4.3. Внедрение методики развивающего обучения.

4.4. Дифференциация обучения.

4.5. Гуманитаризация обучения.

5.Сапитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

5.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации СТОЛЫ размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При ЭТОМ должно выдерживаться следующее расстояние:

  • от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

  • от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;

  • от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

  • от классной доски до первых парт (столов) -2м;

  • от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

  • между рядами — 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров) Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии

с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Размеры парт, ученических столов и стульев

ме

бели

Группа

Группа роста, см

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Цветовая маркировка

стола

Группа

столов

стульев

Группа

стульев

мебели

Группа

мебели

1

-

100- 115

46,0

-

26,0

-

Оранжевый

-

2

А

115-130

52,0

54,0

30,0

32,0

Фиолетовый

Желтый

3

Б

130- 145

58,0

60,0

34,0

36,0

Желтый

Красный

4

В

145- 160

64,0

66,0

38,0

40,0

Красный

Голубой

5

Г

160- 175

70,0

72,0

42,0

44,0

Зеленый

Зеленый

6

Д

От 175

76,0

78,0

46,0

48,0

Голубой

-

Учебные кабинеты для учащихся 5-П-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столон каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.

класс

№ мебели

А

Б

В

Г

д

5

1

8

11

-

6

-

13

6

1

-

7

-

6

12

2

-

8

-

2

11

6

1

9

-

-

10

8

2

10

-

-

5

10

5

11

-

-

4

8

8 I

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинском сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах к кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м)рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние Зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см. для учащихся 5-11-х классов - 80-90 см.

5.2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов. лабораторий, мастерских и других основных помещений -считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему •ее пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так. чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

  • не закрашивать оконные стекла;

  • не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

  • очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

5.3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

  • для потолка - 0,7-0,8;

  • для стен - 0,5-0,6;

  • для пола - 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок:

  • для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

  • для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального

  • дерева или светло-зеленый;

  • для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

  • для дверей, оконных рам - белый.

5.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра 1

мин.)

Воспроизведение звукозаписи

(мин.)

Диафильмов. диапозитивов

кино-, видеофильмов

учебных телепередач

1-2

7-15

15-20

15

ДО 15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

20-25

ДО 20

8-11

-

25-30

25-30

5.5. Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен.

Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная Температура

Длительность проветривания помещений (мин.

в малые перемены

в большие перемены

от+10 С до +6 С

4-10

25-35

от +5 С до 0 С

3-7

20-30

от 0 С до -5 С

2-5

15-25

ОТ -5 С до -10 С

1-3

10-15

ниже -10 С

1-1,5

5-10

При температуре наружного воздуха более +10°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

  • 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С - при ленточном остеклении;

  • в учебных мастерских - 15-17°С:

  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;

  • в дисплейных классах оптимальная температура - 19-21°С, допустимая 18-22°С;

  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий -15-17°С;

  • в раздевалке спортивного зала-19-23°С;

  • в кабинетах врачей - 21-23°С;

  • в рекреациях - 16-18°С;

  • в библиотеке - 17-21 °С.

Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых

фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15—14 С проветривание зала следует прекращать.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Кабинет ОБЖ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 51»

КАБИНЕТ ОБЖ

infourok.ru


Смотрите также