Размеры вагонки деревянной


Стандартные размеры вагонки

Вагонка – это тонкий срез натуральной древесины. Монтаж панелей прост, а поверхность получается красивой. Стандартная толщина этих изделий варьируется от 12 до 20 мм. Этих значений достаточно, чтобы доска не сломалась или не продавилась при установке. Еще размер важен при расчете требуемых объемов. Многих интересует вопрос – существуют ли стандартные размеры вагонки. Стоит изучить особенности различных видов подробнее.

Основные габариты древесных основ регламентируются стандартизацией, соответствующей ГОСТам 8242-88 для профильных деталей из древесины для стройки и 8486-86 для пиломатериалов хвойных пород. Еще существует европейский параметр для промышленности – DIN 68126/86. Строгих регламентов по длине вагонки не существует. Изделия бывают в продаже от 2 до 6 метров. Покупатели приобретают товар, который удобнее транспортировать. По ширине также нет строгих параметров, поэтому она варьируется от 13 до 120 мм.

Стандартом допускается отклонение размерного ряда не более чем на 1 мм, а отклонение от прямолинейности составляет не более 3 мм на 1 погонный метр длины.

За основные особенности вагонки принимаются ее длина и ширина. Эти показатели берутся за ориентир при вычислении количества продукции. Вне зависимости от габаритов укладка любых досок осуществляется по идентичному принципу. Для потребителя это удобно. Так как, например, при необходимости замены или ремонта не составит труда найти похожую деталь нужного размера и с идентичным способом фиксации.

Чтобы при установке не возникло сложностей, важно изучить инструкцию, поставляемую для конкретного вида продукции. Обычно она есть в упаковке с товаром. Отличия могут присутствовать, если вагонка европейского или отечественного производства. Отличия состоят как раз в типовых размерах сортов. Отечественная вагонка первого, второго или третьего сорта не соответствует типовым габаритам изделий европейского производства класса А, В, С. Совпадения по габаритам могут быть лишь в изделиях класса «элит». Однако и здесь есть разница, так как изделия европейского производства обычно дороже в стоимости.

Кстати, стоимость вагонки очень зависима от габаритов. Если рассматривать длину, то, как правило, короткие доски дешевле. Длинные доски более дорогие, так как заготовки обычно нужны для подшивки свесов кровли и не должны содержать мертвых сучков. Если на стадии обработки в длинной доске имеются мертвые сучки, то их обрезают и получают изделия того же заготавливаемого сорта, но короче. Если мертвые сучки останутся, то они в любое время выпадут из готовых изделий, в результате получится брак в отделке.

Специалисты различают еще и живые сучки. Они не выпадут при использовании доски, поэтому в некоторых сортовых категориях их допускается оставлять. Вагонка с живыми сучками подходит для отделки стен внутри помещений. Недорогие сорта обычно применяются для бань, прихожих, других подобных помещений, где не требуется особенно изысканной отделки. При должной обработке вагонка изысканных сортов может превратиться в дизайнерский декор, поэтому стоит рассмотреть сортовые виды подробнее.

При изготовлении вагонки из дерева применяются различные виды древесины.

К традиционным видам принадлежат следующие:

  • сосновая;
  • осиновая;
  • липовая;

сосна

осина

липа

  • ольховая;
  • лиственная;
  • кедровая.

ольха

лиственница

кедр

Среди экзотических видов стоит выделить следующие:

  • абаши;
  • айвори;
  • ироко;
  • хемлок.

абаш

айвори

ироко

хемлок

Если взять отдельный вид сосновой вагонки, то его технические параметры и классификация будут существенно различаться даже у одного вида изделий. Различия во влажности, типе и классе досок имеют значения для их стоимости. Каждый выбирает те материалы, которые будут наилучшим образом соответствовать поставленным задачам. Например, уровень влажности – это существенный технический параметр, показатели которого различаются из-за того, что вагонка бывает естественной влажности, она еще называется сырой. А также материал проходит обработку в специальных сушилках.

Обработка в специальных сушилках выполняется по строгим правилам, так как от этого зависит качество изделий. Процент воды в обработанной вагонке небольшой или вовсе отсутствует. Кстати, если выбирать именно сосновую вагонку, то стоит иметь в виду, что природный процент влажности в этих изделиях невысокий. Если панель высушенная, то она будет чуть легче, но по стоимости дороже. Это обусловлено тем, что влажная сосна трудно поддается выделке.

Влажность влияет на сортность, например, стандартная вагонка представляет собой обструганную доску, которая выделывается из непросушенной древесины. Стоимость этого сорта демократичная, поэтому он очень распространен. Однако материал используется не в качестве отделки, а как техническое средство, к примеру, для формирования каркаса. Толщина изделий для этих целей самая подходящая – 15 мм. Сосновая евровагонка имеет западный стандарт DIN 68126, отличается от отечественного замковой системой фиксации. Еще изделия имеют специальные пазы изнутри, которые способствуют отводу влаги. Влажность изделий – 12–16 процентов, а толщина панелей – 16 мм.

Вариант штиль представляет собой оструганную доску, просушенную, с фасками по продольной стороне. В изделиях не предусмотрены пазы, но они обычно шире европейских вариантов, так как имеют габариты 145 мм. Стандартный европейский штиль продается с шириной 90 мм. Широкие панели сокращают сроки сборки, однако, монтаж деталей считается сложным. Для облегчения задачи лучше всего – крепить их горизонтально.

Осиновая вагонка является прочной, жесткой, обычно светлой. При этом изначальный цвет материала не меняется со временем эксплуатации, а также от внешних факторов. В сравнении с другими изделиями осиновые варианты стоят дороже, что объясняется тем, что бессучковой древесины, применяемой для изготовления материала, очень мало. Исходный материал имеет чрезвычайную ценность, естественная влажность осины высокая. Зачастую при сушке изделий этот фактор не учитывается, что приводит к короблению, растрескиванию и изменению геометрии форм.

Однако как материал отделки осина хороша, так как проста в обработке. Из-за высокой влажности, изделия обладают хорошей влагостойкостью. По многим характеристикам изделия близки к липовым.

Однако эксплуатационные показатели лучшие у осины. Крепление осиновой вагонки допускается вертикальное или диагональное.

Ольховая вагонка по цене недорогая и выглядит красиво. Она обязательно проходит процедуру сушки. После обработки конечная влажность составляет около 12%. Зачастую в процессе эксплуатации этот вид изделий коробится и трескается. Чтобы отделка со временем оставалась красивой, изначально стоит выбрать варианты с широким шпунтом.

Это предупредит формирование щелей при усушке. Толщина изделий составляет около 12,5 мм, а ширина варьируется и существенно – от 60 до 160 мм. Любой из вариантов может использоваться для отделки. Ольховую вагонку специалисты советуют выбирать широкую. А, вообще, осиновая вагонка хороша для отделки парных и моечных в банях, так как совсем не впитывает влагу.

Кедровая вагонка так же, как и прочие виды, проходит обработку в сушильных камерах. Этот вариант считается долговечным, поэтому нередко применяется в качестве внешней обшивки дома. Как и любая хвойная вагонка, этот вид очень дорогостоящий, поэтому по своему прямому назначению используется крайне редко. Вагонка из экзотических пород древесины встречается на рынке нечасто. По стоимости эти изделия дорогостоящие, купить ее дешево вряд ли получится. Характеристики экзотической древесины аналогичны привычным породам, поэтому при выборе стоит задуматься и просчитать выгоду точнее от такого приобретения.

В расчетах поможет знание точных габаритов сортов вагонки.

Удобнее представить цены, а также размеры толщины, ширины стандарта ангарской сосны и ели поможет таблица:

Стоимость варьируется в зависимости от размера, а также от сортности изделий.

Например, варианты одного вида, но относящиеся к экстраклассу, обычно отличаются в цене в среднем на 8–10%. Вагонка, качеством ниже сортов В или С, будет дешевле в сравнении с экстра или А классом. На стоимость влияет и длина изделий. Например, вагонка минимальной длины каждого вида примерно на 50% дешевле по стоимости от изделий максимальной длины, а еще и рабочая ширина доски обычно меньше. В представленной таблице учтены рабочие параметры. Производители чаще указывают замеряемую ширину, которая равна примерно 96–98 мм. Для расчета количества отделочного материала не подходят замеряемые величины.

Расчет количества вагонки следует начинать, зная длину, ширину, высоту помещения, в котором будут проводить отделку. Произведение ширины и высоты даст квадратные метры отделываемой площади. Это правило действительно, если отделываемый участок полезной площади правильной формы. Если это не так, придется высчитать параметры отдельных участков, а затем суммировать показатели. Чтобы высчитать количество вагонки, нужно умножить параметры показателей, которые касаются помещения с параметрами толщины вагонки. Если нужно выяснить, сколько штук панелей в одном кубе, придется перемножить длину, ширину и толщину выбираемых изделий. Полученные величины желательно увеличить на 10–15%, так как применение деталей обшивки невозможно без остатков. Увеличенный результат пригодится для непредвиденных ситуаций.

Например, известно, что длина, ширина и толщина одной сосновой панели равна следующим значениям: 125х50х2000=12500000. Это значение в миллиметрах, а нужны метры кубические, поэтому нужно перевести: 0,125х0,050х2=0,0125 м³. Чтобы высчитать количество досок в кубе нужно 1 поделить на полученную величину: 1/0,0125=80. Получается 80 целых панели вагонки. Если в расчетах вышло дробное число, его нужно увеличить до ближайшего целого значения.

Чтобы высчитать количество квадратных метров в кубе, в расчет следует брать площадь одной заготовки. Для этого нужно перемножить известные параметры сечения: 0,125х2=0,25 м². Известно, что в кубе 80 досок, значит, 0,25х80= 20 м² в одном кубе. Чтобы узнать, какое количество материала потребуется для обшивки помещения, например, 5х5 метров, его общую площадь нужно разделить на площадь одной панели. Получается, что для описанного примера нужно 5х5=25/0,25=100. Для помещения, равного 25 м², нужно 100 штук сосновой вагонки стандартного размера. Если учитывать цену за упаковку в 10 штук от 270 до 710 рублей, то траты на весь объем материала составят от 2700 до 7100 рублей.

Еще необходимо учесть трату на доборные элементы, например, уголки, плинтуса и прочее. Отделка комнаты будет достаточно экономичной, но тем не менее красивой и долговечной.

  • Деревянная вагонка выглядит органично в совокупности с другими материалами отделки, а также с предметами обихода.

  • Современные дизайнеры успешно применяют вагонку в различных стилевых оформлениях. Обычно используется материал естественных цветов.

  • Современные стили также могут включать элементы декора вагонкой. Вагонка в этом примере играет роль идеального фона для ярких аксессуаров.

  • Неплохим вариантом оформления выглядит следующий пример – вагонка отлично гармонирует с декоративным камнем и изысканной керамикой.

Еще больше полезной информации о размерах вагонки смотрите далее.

dekoriko.ru

Размеры вагонки — длинна, ширина (деревянная и пластиковая вагонка)

  • Стандарт DIN 68126
  • ГОСТ 8242-88 вагонки
  • Вагонки в кубе

Вагонка широко вошла в наш быт. На сегодняшний день она применяется повсеместно, ею обшивают баню, жилые дома. Использование вагонки это не только красиво но и практично. В продаже имеется большое разнообразие вагонок как по материалам так и по размерам.

Конечно для бани пластиковая вагонка не подходит, здесь нужно дерево еще и определенной породы, ведь здесь не только повышенная влажность но и высокие температуры. Идеальным вариантом будет применение вагонки из липы — это уже проверенный материал, который славится своими качествами.

А вот для отделки дома, например потолка, подойдет пластиковая вагонка. Которая имеет большой срок службы и в таких местах применяется очень часто.

Размеры деревянной вагонки

Деревянная вагонка изготавливается из различных пород деревьев. Наиболее часто для изготовления вагонки применяют такие деревья как сосна, лиственница,  кедр, липа, ольха, дуб, осина. В зависимости от материала варьируется и стоимость вагонки.

Чтобы не переплачивать нужно правильно рассчитать количество вагонки, в этой статье мы рассмотрим размеры вагонки — ее ширину, длину,  толщину. Эти стандарты помогут вам подобрать правильное количество вагонки.

Обратите внимание, что деревянная вагонка — осина, дуб, сосна в основном изготавливается по одним и тем же стандартам — DIN 68126 для евро вагонки и  ГОСТу 8242-88.

 Осина

Вагонка из осины применяется для внутренней отделки помещений, особо она нашла свое применение для отделки бань и саун. В продаже вы встретите продукцию этого материала как от отечественного  производителя так и зарубежного. В импортных образцах продукции повышенные требования к качеству древесины, к влажности, к размерам. От этого цена ее намного дороже, и изготавливается она по европейскому стандарту DIN 68126 — где явно заложено качество.

Отечественные производители не придерживаются этого стандарта, в большинстве случаев они работают по ГОСТу, где качество продукции заложено чуть ниже. Но в обеих случаях изготовители придерживаются следующих размеров:

  • Толщина вагонки: от 12.5 мм до 15.0 мм. (Евровагонка — 12.5 мм);
  • Рабочая ширина: 88 мм.;
  • Общая ширина:96 мм.;
  • Длина: от 1000 мм до 3000 мм.;

Дуб

Вагонка сделанная из дуба очень прочный материал, хоть она и тяжелая по сравнении с другими видами дерева, но благодаря этой породе дерева материал получается очень долговечным, прочным и износостойким. Применяется для обделывания жилых помещений, имеет очень красивый, природный внешний вид.

  • Толщина вагонки: от 12.5 мм до 15.0 мм. (Очень часто — 14 мм, или 12.5);
  • Ширина: от 50 мм до 108.  (в зависимости от производителя);
  • Длина: от 1000 мм до 3000 мм. (наиболее часто 3000 мм, 2700 мм,  2500 мм, 1800 мм);

Вагонка из сосны наиболее универсальный материал, и применяется чаще чем вагонки из других материалов. В большей  степени это связано с ценой, ведь это фактически самое дешевое дерево, которое легко поддается обработки.

  • Толщина вагонки: от 12.5 мм до 15.0 мм. (Очень часто — 13 мм, или 12.5);
  • Ширина: от 50 мм до 108. (в зависимости от производителя);
  • Длина: от 500 мм до 3000 мм. (наиболее часто 3000 мм, 2000 мм);

Размеры вагонки из МДФ

Вагонка из МДФ в последнее время также стала широко применяться при отделке помещений. Ведь этот материал экологически чистый,  имеет небольшую цену. Изготавливается путем прессования деревянной стружки, и склеивается при помощи лингина.

Основным отличием этой вагонки от панелей МДФ это ее размеры и форма. Небольшой вес позволяет легко и быстро ее монтировать в нужном месте. Ее применяют для обшивки потолков и стен, балконов и лоджий. Благодаря своей экологичности ее можно применять даже для отделки спален.

Размеры вагонки из МДФ значительно отличаются от ее деревянных собратьев, особенно это ощутимо в толщине:

  • Толщина вагонки: от 5.5 мм до 7.0 мм.;
  • Ширина: от 100 мм до 250 мм. (наиболее часто 238 мм, 250 мм.)
  • Длина: от 1000 мм до 3000 мм. (наиболее часто 2600 мм.)

Материал очень боится повышенной влажности, поэтому не применим для ванн, туалетов, бань и саун.

Читайте также

  • Бани из клееного бруса
  • Вагонка из липы в баню
  • Имитатор бруса

Вагонка из ПВХ и ее размеры

Наиболее дешевый вариант вагонки это вагонка сделанная из ПВХ. Так как такой материал не боится влаги он часто применяется для отделки как снаружи так и внутри помещения. Часто его применяют для отделки ванных комнат и туалетов.

Недостатком этого материала является ее хрупкость, особенно при низких температурах, поэтому для наружной отделки лучше ее использовать только для потолков или поддашков частных домов.

Изготавливается вагонка из ПВХ в основном в двух вариантов, тонкая — 5 мм, и толстая 8-10 мм. Для вагонки шириной 100 мм длинна обычно в продаже имеется только в районе 3000 мм. А вот широкая вагонка (200-370 мм), может иметь длину — 2600мм, 2700 мм и 3000мм.

Стандартные размеры вагонки из ПВХ:

  • Толщина вагонки: от 5мм до 8-10 мм.;
  • Ширина:100 мм. / 125 мм (бывают широкие варианты от 150 до 500 мм);
  • Длина: 2600/2700/3000/6000 мм.;

domostroypro.ru

Стандартные размеры вагонки

Вагонка – тонкие панели из дерева, МДФ или пластика – собираются в обшивку путем скрепления по системе «паз-шип». Поэтому для надежного соединения, привлекательного вида облицовки важна точность размеров вагонки. Длина, ширина, толщина профиля, геометрия краевых соединений нормируются стандартами предприятий и должны отклоняться от номинальных как можно меньше.

Стандарты на профилированные облицовочные панели

Типовые размеры облицовочных панелей нормируются отечественными ГОСТами и европейскими стандартами. При этом размеры деревянной или пластиковой вагонки различаются, как и технические требования к ним.

Нормы для деревянных изделий

Отечественные и зарубежные производители придерживаются таких стандартов при производстве облицовочных пиломатериалов из дерева:

  • российские – ГОСТ 8242–88 (описывает любые профилированные изделия из древесины, используемые в строительстве, подробнее данные можно посмотреть здесь) и ГОСТ 8486–86 (пиломатериалы хвойных пород древесины);
  • Евросоюза – DIN 68126/86 (детальная информация представлена здесь)

Оба типа стандартов описывают требования к качеству древесины и ее обработки, допустимые отклонения размеров, прочность материала и клеевых соединений (если они присутствуют). Нормируется также допустимая влажность пиломатериалов: для изделий, используемых в помещении она составляет 8…12%, для наружных работ – 8…15%. Допустимая влажность 20% приемлема только по согласованию производителя и продавца, при этом покупателей обязаны осведомить о измененных условиях хранения.

Нормирующие требования для МДФ панелей

В РФ не приняты государственные стандарты на производство МДФ-панелей. Поэтому ширина и толщина вагонки, а также условия ее производства разнятся у разных выпускающих предприятий. Нормируются только материалы, на основе которых создаются стеновые панели МДФ:

  • щепа технологическая согласно ГОСТ 15815-83;
  • смола КФ-МТ-15 (карбамидоформальдегидная) по ТУ 6-05-211-1435-87.

Чтобы избежать покупки некачественного материала, необходимо проверить маркировку на упаковке. Важные параметры:

  • данные о производителе, технических условиях производства;
  • область применения плит;
  • их размеры;
  • степень эмиссии формальдегида.

Последний показатель Е1 показывает, сколько миллиграмм вредного вещества выделяют 100 грамм сухой массы материала. Для Евросоюза приемлемым считается Е1 = 8, для РФ Е1 = 10.

Стандарты для ПВХ-панелей

Производство полимерных изделий для внутренней облицовки и других работ внутри помещения нормируется ГОСТ 19111-2001. При этом наиболее значимыми параметрами, которые учитывает стандарт для пластиковой вагонки, являются:

  1. абсолютная деформация при вдавливании – 0,2…1,0 мм;
  2. изменение линейных размеров – не более 2%;
  3. стойкость к удару при температуре +23…-2 градуса Цельсия – не допускается разрушение более 10% образцов;
  4. сохранение цвета и вида поверхности при отсутствии прямых солнечных лучей не менее 3 лет (в зависимости от класса изделий, при наличии УФ-защитной пленки или покрытия срок эксплуатации с сохранением внешнего вида увеличивается в 2….2,5 раза).

Размеры облицовочных панелей не нормируются, контролируется только толщина и количество ребер жесткости внутри планки – они должны выполнение пункта 3.

Типовые размеры вагонки: стандарт и вариации

При определении размеров евровагонки и других типов облицовочных панелей учитывается профиль, отличающийся для разных пиломатериалов. При этом в маркировке значения размеров указываются в таком порядке:

  • ширина вагонки (рабочая или полная), то есть без учета гребня (шипа) или без него. Под рабочей понимается ширина, которую панель имеет после установки в облицовку – паз следующего изделия скрывает гребень, оставляя тем самым на виду только основную часть ламели;
  • толщина – полная толщина планки без учета вентиляционных пазов. Именно толщина вагонки для внутренней отделки имеет решающее значение в плане качества тепло- и звукоизоляции: чем толще пластины, тем хуже они проводят звук и тепло;
  • длина вагонки – длина всей планки, цельной или срощенной (с клеевыми соединения по длине ламели).

Ниже приведены в виде таблицы размеры вагонки из сосны, как наиболее популярного облицовочного материала. Для изделий из ценных пород древесины размеры могут отличаться в соответствии со стандартами выпускающего предприятия.

Тип профиля Изображение профиля в разрезе Ширина, мм Толщина, мм Длина, мм
Классический 95…140 12…15 1200…5700
Штиль 95 15
Штиль тонкая 95…140 12
Американка (скошенная) 140 12-20…14-24
Блок-хаус (выпуклая) 120 18…22
Софт-лайн 138 12,5
Евро 88…110 12,5

Несмотря на то, что стандартами заложена длина евровагонки 1200…5700 мм, допускаются ламели длиной менее метра (300….1000 мм) и достаточно редко попадают на рынок панели с длиной более 3 м.

В зависимости от того, какие размеры вагонки использовались для обшивки, одного кубометра материала хватает для облицовки до 65 квадратных метров поверхности.

Типовые размеры пластиковых и МДФ панелей

Наибольшим разнообразием обладают размеры евровагонки деревянной, полимерные и МДФ ламели имеют меньшее число вариаций габаритов.

Для МДФ-панелей, предназначенных для стеновой облицовки, предусмотрены:

  • толщина 3…30 мм (до 60 мм у шпонированных вариантов);
  • ширина 100…900 мм;
  • длина 2.62, 2.44, 2.8 м (допустимы другие длины, согласно ТУ производителя).

Для ПВХ облицовки типовыми размерами являются:

  • толщина 5…10 мм;
  • ширина – 100…250 мм;
  • длина – 3…6 м.

Наиболее популярны панели с сечением 10х250 мм, они обладают достаточной прочностью и хорошей звукоизоляцией.

Нюансы покупки

Приобретая материал для обшивки, следует убедиться в соответствии реальных размеров заявленным. Для этого необходимо уточнить:

  1. на упаковке указана полная или рабочая (в облицовке) ширина деревянной вагонки? Если производитель маркирует панель по полной ширине, то есть включая гребень, следует узнать его размеры для расчета рабочей ширины. Разница между рабочей и полной шириной евровагонки показана на иллюстрации. Здесь полная ширина – 96 мм, рабочая на 8 мм меньше; 
  2. что подразумевает производитель под понятием «толщина» евровагонки. Для профиля с волнистой поверхностью полная высота вагонки составляет 15 мм, но углубления между волнами уменьшают расчетную теплопроводность и звукоизолирующие свойства, поскольку при этом для расчета берется среднее число между максимальной и минимальной толщиной ламели. Поэтому в случае, когда отделка должна выполнять звуко- и термоизоляцию, знание о том, какой толщины вагонка предлагается, очень важно; 
  3. геометрию подлежащей облицовке поверхности. С учетом этой информации выбирается длина вагонки. Имеет значение, какой длины вагонка закупается, и в вопросе доставки материала на объект – слишком длинные ламели требуют специального транспорта и условий упаковки.

Заключение

Информация о принятых нормах, касающихся качества производимой продукции и ее размеров, позволит не совершить ошибки при закупке строительных материалов. Применение этих данных для практического расчета необходимого количества вагонки рассмотрим в следующей статье.

Пожалуйста, оцените статью: (Пока оценок нет) Загрузка...

Главный редактор

stroy-okey.ru

Виды вагонки для внутренней и наружной отделки

Разнообразие способов применения дерева для внутренней и наружной отделки обуславливает наличие на рынке большого количества необходимых для этого материалов, каждый из которых в свою очередь делится по разновидностям, сортам и классам. Виды вагонки, тонкой строганой доски для обшивки поверхностей, для отечественного покупателя в первую очередь делятся на обычную и евро. Дальнейший выбор зависит от необходимости использовать хвойные или лиственные доски, какая будет лучше форма профиля, а также соотношение цена/качество, которое определяется сортом древесины.

Своим названием вагонка обязана необходимости сохранять от солнца и дождя грузы, что перевозились по железным дорогам до внедрения современных материалов. Использование дерева для обшивки вагонов было наиболее целесообразным, так как оно не только дешевле железа, но и лучше предотвращает парниковый эффект. Изначально доски крепились обычным способом, но со временем для упрощения монтажа и предотвращения появления щелей, в случае каких-либо деформаций, их стали изготавливать с замками шип-паз. Идея была оценена по достоинству и такие доски стали широко применяться в облицовочных работах.

В других языках такой привязки к происхождению названия нет, поэтому при посещении зарубежных строительных магазинов надо искать просто профилированные доски. Для их изготовления применяется стандарт DIN 68126/86, разработанный в Европе и по ряду требований являющийся более жестким местного ГОСТа. Соответственно, экспортируемая продукция или просто изготавливающаяся по DIN стандартам, отечественному покупателю знакома как евровагонка.

К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.

Профиль стандартной вагонки изготовленной по ГОСТу.

Как итог, евровагонка, несмотря на цену, гораздо охотнее используется строителями благодаря своим преимуществам:

  • Более продуманная форма: крупный шип не боится деформаций, оптимальная толщина и ширина ламелей (12,5 и 88 (без учета шипа, с ним – 96) мм соответственно), наличие вентиляционных канавок, возможность выбора рисунка профиля.
  • Не допускается ворс на лицевой стороне, тщательная обработка замка шип-паз для легкости монтажа.
  • Вся евровагонка высушивается до влажности 10-15%, что сводит на нет возможность ее деформирования и вероятность появления жучков или гнили. Сухие доски проще хранить, обрабатывать и ухаживать за ними в процессе эксплуатации.
  • После распила дерева, доски, в зависимости от качества, делят как минимум на четыре сорта, с учетом производственных дефектов и состояния самой древесины.

Виды профилей вагонки

Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон. 

Традиционная евровагонка

На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название  Softline.

Вагонка «Softline»

Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.

Вагонка «Штиль»

Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.

Вагонка «Ландхаус»

Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.

Вагонка «Блокхаус»

Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.

Вагонка «Американка»

В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.

Двусторонняя вагонка

У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.

Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.

Сорта вагонки

В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.

Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.

Экстра

Дополнительные названия – «безсучковая» или «премиум». Даже мелкие непростроги и трещины на лицевой стороне недопустимы, поэтому в дополнительной обработке такой профиль не нуждается. На погонном метре допускается наличие одного здорового светлого сучка, но без трещин и прочих пороков возле него. При наличии вскрывшихся смоляных кармашков, смола извлекается, а сам участок зашпаклевывается и зачищается мелкой наждачкой.

Класс А

В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке. Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.

Класс В

На одной доске разрешается наличие двух выпадающих сучков, а также трещины – на лицевой поверхности длиной до 300 мм и торцевые. На кромках доски допускаются выпавшие сучки диаметром не более 20 мм. Доски могут быть из сердцевинной части и со смоляными кармашками. Если они изготовлены из хвойных пород, то разрешается засмоленность поверхности. В трех местах на одной доске допускаются места, пораженные насекомыми, но не больше чем на 5% от всего количества досок. Разрешена ненадлежащая окраска кроме синевы и непростроги, если они не влияют на качество сборки.

Класс С

К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски. Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.

 
Класс А Класс В Класс С
 
 
Сучки  Допустимы: сучки без трещин, не более 2-3 шт на 1 метр доски; трещины и сколы на сучках со стороны гребня и со стороны паза на нижней кромке, которые незаметны в собранном виде. Допустимы выпадающие диаметром до 20 мм и выпавшие диаметром 20 мм - не более 2 шт на метр доски. Допустимы выпавшие сучки диаметром более 20 мм.
Трещины Допустимы: торцевые размером с ширину доски и микротрещины. Допустимы торцевые размером 300 мм. по направлению волокон. Допустимы.
Сердцевина Допустима размером не более половины доски у 20% досок из упаковки. Допустима. Допустима.
Креневая древесина Допустима в небольшом количестве. Допустима если не будет оказывать влияния на сборку. Допустима.
Смоляные кармашки Допустимы диаметром не более 6 мм, 2 шт. на длину доски. Допустимы. Допустимы.
Засмоленные участки Допустимы не сильно засмоленные участки у 10% досок из упаковки. Допустимы. Допустимы.
Прорость Допустима не более половины ширины досок. Допустима. Допустима.
Поражение насекомыми Не допустимо. Допустимы не более 3 шт. на длину доски у  5% досок из упаковки. Допустимо.
Участки гнили Не допустимы. Не допустимы. Не допустимы.
Различие окраски Допустимо у 10 % досок на 10 % площади доски.

Не допустима синева.

Допустимы полосы.

Недопустима синева.

Допустимо.
Качество обработки Допустимы мелкие шероховатости и углубления на кромке в области сучков. Допустимы дефекты строжки не влияющие на сборку. Допустимы дефекты строжки не ухудшающие качество отделки.

Разновидности вагонки в зависимости от пород древесины

Для производства вагонки применяются любые сорта древесины. Выбор между ними зависит от необходимых характеристик, которые хотелось бы видеть у обработанной поверхности, подбираются виды вагонки для внутренней отделки или наружных работ, а также бюджета, который можно выделить на её приобретение. Основное разделение идёт на доски, полученные из хвойных и лиственных пород древесины.

Хвойные породы

Характеризуется наличием эфирных масел и смол, что ставят природный барьер для влаги и различных грибков, поэтому такую вагонку чаще всего выбирают для использования в наружной отделке. Также ими облицовывают стены в банях и парилках, но для этого доски проходят тщательный отбор и процесс обессмоливания. Вагонка из хвои выгодно отличается большим сроком эксплуатации, который может составлять несколько десятилетий.

Ель. Благодаря природной мягкости этого дерева, оно чаще используется для получения вагонки с округлыми формами. Дизайнеры часто рекомендуют этот материал для отделки помещений, дизайн которых выполнен в каком-либо из современных стилей.

Из физических характеристик выделяется низкий показатель шероховатости и красивая фактура поверхности без ярко выраженных узоров.

Благодаря сравнительно невысокой стоимости и прочностным свойствам, такая древесина широко применяется в наружной и внутренней отделки. Однако следует учитывать высокий уровень гигроскопичности еловых досок – для увеличения срока службы их обязательно надо обрабатывать соответствующими химикатами.

Сосна. Такую вагонку можно считать самым бюджетным решением среди всех хвойных пород, что, впрочем, не умаляет ее характеристик, касающихся внешнего вида досок и их прочности.

У сосновой вагонки есть только два существенных недостатка на которые стоит обратить внимание перед покупкой:

  • Низкая плотность древесины, которая хоть и уменьшает общий вес покрытия, но делает его уязвимым к царапинам и подобным повреждениям.
  • Сосновые доски, даже соответствующим образом обработанные, в течение долгого времени выделяют смоляные капли, что особенно неприятно в случае использования их при отделке в бане. Если в парилке прислониться к просмоленной древесине, то это практически гарантированный ожог.

Лиственница. Единственный недостаток, который можно найти у такого покрытия – высокая стоимость, которая вполне определяется его качеством.

Среди преимуществ, в первую очередь, выделяются прочность этой древесины, которая мало того что высокая сама по себе, но еще и увеличивается со временем, примерно на треть превышая показатели досок, изготовленных из остальной хвойных пород.

Характерная структура лиственницы не только определяет красоту досок, но и придает им исключительные теплоизоляционные свойства. Содержащаяся в волокнах дерева смола является природным барьером, оберегающим его от влажности и насекомых-вредителей, а также в течение всего срока эксплуатации сохраняет природный красноватый оттенок, который отлично смотрится на любой поверхности.

Кедр. Природная пропитка кедровых досок смолами придает им сильный характерный хвойный запах, благотворно влияющий на человеческий организм, а в частности на нервную систему.

Кедровая вагонка это отличный теплоизолятор, а также благодаря высокой плотности имеет высокую устойчивость к механическим повреждениям. При условии правильной обработки, кедровые доски сохраняют все свои свойства в течение нескольких десятилетий, что позволяет использовать их как во внутренней, так и для наружной отделки.

Дополнительный «бонус», который получают владельцы помещений отделанных кедровой вагонкой – это отсутствие комаров, которым не нравится запах этого дерева.

Вагонка из сосны.

Лиственные породы

Так как в составе нет смол и прочих летучих веществ, такие типы вагонки преимущественно применяются для внутренней отделки, включая помещения в саунах и банях. Общий недостаток таких материалов – меньшая долговечность, но зачастую это компенсируется низкой теплопроводностью, что позволяет применять их в помещениях, прогревающихся до высоких температур.

Липа. Отличается сравнительно невысокой стоимостью, исключительной устойчивостью к механическим повреждениям, деформациям и воздействию влаги, что делает изделия из такого дерева идеальным решением для использования в банях или для отделки балконов.Существенный недостаток такой вагонки – со временем она заметно темнеет, поэтому доски из липы в обязательном порядке нуждаются в дополнительной обработке пропитками предотвращающими гниение дерева.

Ольха. При нагревании досок из ольхи, они выделяют в воздух летучие соединения, получаемые из содержащихся в дереве дубильных веществ. Кроме того, что природа этих соединений благотворно влияет на человеческий организм, само дерево не впитывает в себя влагу, поэтому с успехом используется при отделке помещений, в которых предполагается высокая влажность воздуха.

К прочим преимуществам материала относится низкая теплопроводность, высокие звукоизоляционные свойства и характерная расцветка, благодаря которой ольха легко узнаваема при использовании ее в качестве отделочного материала.

Недостаток, который придется обходить, это сравнительно невысоких срок службы, что исправляется применением защитных составов.

Дуб. Изделия из этого дерева были и остаются элитной «классикой жанра», отличающейся непревзойденным качеством и соответствующей стоимостью.

Высокие прочностные характеристики влияют не только на дальнейшую эксплуатацию изделий, но и на стоимость обработки из чего также складывается их цена для конечного покупателя. Также расценки на вагонку из дуба сильно зависят от ее длины, а для облицовки помещений в бане дизайнеры как раз рекомендуют подбирать длинные и неширокие доски, которые создадут более целостный рисунок.

Вагонка из липы.

Ценные, экзотические породы

Чаще всего под экзотикой подразумеваются изделия, сделанные из красного дерева. Так как ареалом произрастания для него являются исключительно тропические леса, на отечественном рынке такая продукция встречается нечасто и стоимость имеет достаточно высокую. Несмотря на хорошие физические характеристики, такая древесина подходит для всех типов обработки, а размеры стволов деревьев позволяют получать вагонку практически любых размеров. Преимущественно она применяется для внутренней отделки помещений.

Размеры деревянной вагонки

Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.

Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.

По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.

Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.

Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:

  • Технология сращивания не позволяет получить доску тоньше 15 мм, что влияет на ее вес и стоимость.
  • Нет возможности узнать какой клей использовался на производстве и не будет ли он выделять вредных веществ при нагревании – этот фактор часто удерживает от покупки потребителей которые собираются строить баню.

Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».

Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.

srbu.ru


Смотрите также