Виды отделки ткани


Какие бывают виды отделки тканей?

Современное производство швейной одежды предъявляет достаточно жесткие требования к тканевым материалам. Поэтому ткани проходят несколько этапов отделки, которые включают в себя комплекс физико-химических воздействий на материал с целью формирования тех или иных свойств. Это завершающий этап процесса создания потребительских характеристик тканевого полотна. Благодаря реализации отделочных операций, улучшается не только эстетика ткани, но и другие ее свойства, влияющие на конкурентоспособность. Выбор различных вариантов отделки часто зависит от сырьевого состава ткани, вида нитей и назначения материала.

Специалисты выделяют четыре вида отделки тканей:

  • предварительная;
  • колористическая;
  • заключительная;
  • специальная отделка.

Рассмотрим подробнее особенности тех или иных видов отделки для тканей из разных сырьевых материалов.

Предварительная отделка

Хлопчатобумажные ткани

Основными способами обработки хлопчатых тканей являются:

  • отваривание – ткань обрабатывается в щелочном растворе для придания ей пластичности, мягкости и смачиваемости, удаления излишних примесей;
  • опаливание – удаление выступающих кончиков и волокон с поверхности ткани (исключением являются ткани с ворсом и начесом);
  • расшлихтовка – удаление оставшихся элементов шлихты (клеящего состава, упрочняющего нити);
  • мерсеризация – переработка ткани щелочным раствором, чтобы сделать материал более мягким, шелковистым и гигроскопичным;
  • отбеливание – выведение природного окраса волокон с помощью химических веществ;
  • ворсование – создание на поверхности материала начесного покрова, улучшающего его мягкость и теплозащиту.

Льняные ткани

Предварительная обработка льняных тканей похожа на отделку хлопчатобумажных материалов, и включает такие операции, как: отваривание, расшлихтовку, отбеливание. Также проводится кисловка – обработка ткани слабым раствором кислоты с целью частичного отбеливания и удаления примесей.

Шелковые ткани

Ткани из шелка в ходе предварительной отделки проходят процедуры опаливания, отваривания, иногда – отбеливания. Шелковые ткани из синтетических волокон могут подвергаться процессу термостабилизации с помощью пара или горячего воздуха. Некоторые ткани из шелка проходят процедуру утяжеления с помощью минеральных, органических и синтетических соединений для повышения плотности и улучшения драпируемости ткани.

Шерстяные ткани

Из-за особенностей строения шерстяного волокна методы отделки шерсти значительно отличаются от способов обработки льняных, шелковых или хлопчатобумажных тканей.

Основные способы отделки шерстяных тканей:

  • опаливание – для выявления ткацкого рисунка;
  • промывка – обработка моющими веществами позволяет удалить различные примеси и загрязнения;
  • заварка – обработка кипящей водой выравнивает плотность материала и делает ткань более мягкой;
  • карбонизация – обработка слабым раствором кислоты для очистки от примесей;
  • валка – для улучшения плотности и теплосберегающих свойств суконных тканей;
  • ворсование – формирование начесного ворса, чтобы сделать ткань более теплой, мягкой и пушистой;
  • мокрая декатировка – обработка паром и горячей водой для выравнивания внутренних напряжений и предотвращения заломов в материале;
  • ратинирование – фигурная укладка ворса на лицевой поверхности материала.

Колористическая отделка

Колористическая обработка включает в себя два вида отделки: крашение тканей и узорчатое расцвечивание (печать).

Крашение тканей

В процессе крашения материал может равномерно пропитываться краской насквозь. Это означает, что ткань имеет однотонную окраску волокон и нитей не только по поверхности, но и по глубине. Подобные ткани принято называть гладкокрашеными.

Печатание тканей

Узорчатое расцвечивание тканевых полотен предполагает нанесение и закрепление краски на отдельных участках материала. В зависимости от площади изображения, печатные рисунки разделяют на белоземельные (до 40% размера ткани), полугрунтовые (40-60%), грунтовые (более 60%).

Для печатания тканей могут использоваться разные способы нанесения изображений:

  • прямая печать – предполагает нанесение рисунка на предварительно отбеленную ткань или выкрашенную в светлые цвета;
  • вытравная печать – материал сначала проходит гладкое крашение, после чего печатным способом наносят вытравливающий состав для обесцвечивания ткани в форме рисунка;
  • резервная печать – на неокрашенную ткань печатью наносится защитный (резервный) раствор. После этого ткань проходит процесс гладкого крашения, а в местах покрытия резервного раствора остаются непрокрашенные места, образующие рисунок.

Нанесение одноцветного или многоцветного рисунков на ткань может осуществляться ручным или машинным способом. Ручной труд, как правило, используется только при изготовлении высокохудожественных изображений на штучных изделиях (производство платков, скатертей и т.д.).

Популярные способы машинной печати:

  • термопечать (сублимационная) – перенос рисунка на ткань с подложки в процессе короткого термоконтакта;
  • шелкотрафаретная печать (шелкография) – перенос рисунков на ткани с помощью особых печатных форм;
  • прямая цифровая печать – изображения наносятся непосредственно на ткань с помощью широкоформатного струйного принтера;
  • аэрографная печать – краситель попадает на ткань через трафарет с помощью распылителя;
  • печать под акварель – изображения наносятся на влажную ткань, благодаря чему создается эффект акварельного рисунка.

Заключительная отделка

После предварительной и колористической отделки ткани часто еще не имеют должного товарного вида. Поэтому для улучшения эстетики и окончательного оформления тканей применяются различные способы заключительной отделки материалов.

Основные способы заключительной обработки:

  • аппретирование – нанесение на материал аппрета, включающего в себя клеящие вещества, способствующие жесткости и наполненности;
  • ширение – выравнивание ткани для получения стандартной ширины с помощью специальной сушильно-ширильной машины;
  • каландрирование – пропускание материала через каландр (валковый пресс), чтобы сделать ткань более плотной и ровной, гладкой и приятной на ощупь;
  • ворсование – выполнение мягкого покрова (начеса) с помощью специальной ворсовальной машины.

Существует немало и других вариантов заключительной отделки, используемых для различных видов тканей.

Специальная отделка

Методы специальной отделки предназначены для придания тканям дополнительных свойств, создания различных эффектов или устранения недостатков. Например, пошив спецодежды может потребовать ткань с высокими защитным свойствами. Если говорить видах таких специальных обработок, то здесь наиболее часто используются влагозащитная, грязезащитная, антистатическая и противосминаемая отделки. Не меньшее значение имеет и эстетика. Для создания декоративных эффектов применяется стойкое тиснение, металлизация, устойчивый блеск, гофре, лаке и другие виды специальной отделки.

totailor.ru

Отделка тканей

Под отделкой тканей понимают комплекс химических и физико-химических воздействий на ткань для улучшения ее потребительских свойств. Отделка тканей состоит из следующих этапов: предварительная отделка, колористическая (крашение печатание), заключительная, специальная.

Разные ткани по сырьевому составу имеют свои особенности в отделке.

Предварительная отделка

Хлопчатобумажные ткани подвергают опаливанию, отварке, отбеливанию, мерсеризации. Льняные ткани отваривают, кислуют, отбеливают.

Отделка шерстяных тканей значительно отличается от отделки хлопчатобумажных и льняных, что объясняется особенностями строения и свойств шерстяного волокна. Шерстяные ткани опаливают, подвергают валке, декатируют (ткань обрабатывают паром, горячей и холодной водой).

Карбонизацию проводят только для чистошерстяных тканей для удаления оставшихся в них растительных примесей.

Ткани из натурального шелка отбеливают, оживляют (ткань обрабатывают слабым раствором органической кислоты). Некоторые костюмно-платьевые, ворсовые ткани утяжеляют, что способствует лучшей драпируемости.

Ткани из химических нитей отваривают для удаления замасливающих и клеящих веществ. Для снятия внутренних напряжений и предотвращения заломов проводят стабилизацию синтетических тканей, воздействуя на расправленную и натянутую ткань паром или горячим воздухом.

Крашение тканей

При крашении ткань прокрашивается насквозь и равномерно Такие ткани называют гладкокрашеными. Гладкокрашеную ткань можно получить при использовании окрашенных в массе волокон или нитей, тогда ткань имеет равномерную окраску не только по поверхности, но и по толщине.

Печатание тканей

Печатание, или узорчатое расцвечивание тканей, — процесс нанесения и закрепления красителя на определенных участках материала.

Печатание осуществляется различными способами: машинным, сетчатым, шаблонным, аэрографным, переводной печати (сублистатик).

По способу нанесения рисунка печать подразделяют на прямую, вытравную и резервную.

При прямой печати рисунок наносят на отбеленную или предварительно окрашенную в светлые тона ткань. В последнем случае прямую печать называют фоновой.

В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают печатные рисунки белоземельные (до 40 % площади ткани), полугрунтовые (40—60 %) и грунтовые (более 60). Для получения вытравной печати ткань сначала подвергают гладкому крашению, а затем печатанием наносят вытравляющий состав, который в этих местах обесцвечивает ткань. Получается белый рисунок на темном фоне. Но можно получить и цветной рисунок. Для этого в вытравляющий состав вводят стойкий к нему краситель.

Резервная печать получается при нанесении на неокрашенную ткань защитного (резервного) состава. Затем ткань подвергают гладкому крашению, и в местах нанесения резервного состава она не красится.

Заключительная отделка тканей

Ткани после предварительной отделки, крашения и печатания не имеют товарного вида. Для окончательного внешнего оформления тканей и улучшения их эстетических свойств необходима заключительная отделка.

Основные виды заключительных отделок:

аппретирование — нанесение на ткань аппрета, в состав которого входят клеящие вещества (крахмал, декстрин и др.) для придания ткани наполненности и жесткости. В зависимости от количества нанесенного аппрета получают ткани с мягкой — муслиновой (1—3 % аппрета), средней (5—6 %) и жесткой (до 10 %) отделкой;

ширение производят на сушильно-ширильной машине увлажненной ткани для ее выравнивания и получения стандартной ширины;

каландрирование — пропускание ткани через горячий каландр. После этого ткань становится гладкой, мягкой и приятной на ощупь.

Применяются и другие виды заключительных отделок.

Специальная отделка тканей

Специальные виды отделок производят для снижения или устранения недостатков в тканях, для придания важных для них свойств (водонепроницаемость, малая сминаемость) или для создания каких-либо эффектов, улучшающих эстетические свойства.

Специальные виды отделок: противосминаемая, водоотталкивающая, антистатическая, противомолевая, стойкое тиснение, устойчивый блеск, гофре, металлизация и др.

Завершающим этапом формирования потребительских свойств тканей является отделка. Отделочные операции позволяют улучшить внешний вид тканей и придать им дополнительные свойства, повышающие их конкурентоспособность. Процедура отделочных операций определяется сырьевым составом, видом нитей и назначением тканей. Различают предварительную, колористическую, заключительную и специальную отделку тканей.

Основными процессами предварительной отделки хлопковых тканей являются:

  • опаливание — удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон, за исключением тканей с начесом (байка, фланель, бумазея), ворсом и марли;

  • расшлихтовка — удаление шлихты, нанесенной на нити основы перед ткачеством для ее упрочнения, а также пекти­новых и азотистых веществ;

  • отваривание в щелочном растворе с целью удаления примесей, придания мягкости, пластичности и повышения смачиваемости тканей;

На лицевой поверхности образуются крупные ткацкие рисунки геометрического, растительного или животного характера. Различают простые жаккардовые переплетения с использованием двух систем нитей и сложные — с использованием трех и более систем нитей. Вырабатывают платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные ткани, платки, одеяла и покрывала.

  • отбеливание производится для разрушения природной окраски волокон двумя способами: химическим с помощью гипохлорида натрия, перекиси водорода и других веществ; оптическим — путем нанесение флуоресцирующего красителя;

  • мерсеризация — обработка ткани раствором щелочи при пониженной температуре в натянутом состоянии для придания мягкости, шелковистости, увеличения прочности и гигроскопичности. Местное нанесение раствора щелочи на ткань в ненатянутом состоянии позволяет получать эффект жатости и гофре;

  • ворсование — образование начесного покрова на по­верхности ткани для повышения ее теплозащитности и мягкости.

Предварительная отделка льняных тканей включает: опаливание; расшлихтовку; отваривание в растворе щелочи и соды с целью придания тканям мягкости и смачиваемости (темно-серые вареные ткани); кисловку слабым раствором серной кислоты для удаления примесей и частичного отбе­ливания (кислованные ткани светло-серого цвета); отбели­вание гипохлоридом и перекисью водорода.

Полное отбеливание производится в четыре этапа. По степени белизны различают 1/4, 1/2, 3/4 белую и белую ткани.

Шерстяные ткани подвергают:

  • опаливанию (только камвольные ткани для выявления ткацкого рисунка);

  • заварке кипящей водой для улучшения механических свойств и придания тканям равномерности;

  • промывке моющими веществами для удаления загрязняющих примесей;

  • валке с целью образования войлокообразного застила, повышения плотности и теплозащитности суконных тканей. Различают: сильную валку для драпов и сукна (3,5-8 ч), уме­ренную для тонокосуконных костюмных и пальтовых тканей (до 2 ч), слабую для гребенных пальтовых тканей (20-40 мин);

  • карбонизации (чистошерстяные ткани) слабым раствором серной кислоты для очистки от растительных примесей;

  • ворсованию, в результате чего на поверхности суконных тканей формируется начесный ворс, а ткани становятся более мягкими, пушистыми и теплозащитными;

  • ратинированию, в процессе которого ворс на лицевой поверхности ткани укладывается в виде различных фигур;

  • белению химическим и оптическим способами, но очень редко, так как при этом снижается прочность тканей;

  • мокрой декатировке горячей водой и паром для выравнивания напряжений и предотвращения образования заломов в гребенных и тонкосуконных тканях.

Шелковые ткани в процессе предварительной отделки: опаливают (ткани из пряжи); отваривают в мыльном растворе для придания мягкости, эластичности и нежного блеска; оживляют слабыми растворами органических кислот, что придает тканям характерное туше, хруст и скрип; отбели­вают, но редко; утяжеляют (некоторые ткани) минеральными или органическими соединениями, синтетическими солями, что повышает плотность и улучшает драпируемость, но снижает прочность и увеличивает хрупкость и ломкость тканей.

Ткани из химических нитей подвергают легкой отварке в мыльно-содовом растворе для удаления различных примесей и загрязнений. Для тканей из синтетических волокон проводят термостабилизацию горячим воздухом или паром в расправленном состоянии с целью снятия внутренних напряжений и улучшения ряда свойств.

Колористическая отделка тканей предполагает крашение и узорчатое расцвечивание.

Крашение осуществляется разнообразными красителями. Ткани, окрашенные в единый по всей поверхности цвет, называются гладкокрашеными.

Печатание (набивка) тканей — это нанесение на ткань красочного одно- или многоцветного рисунка. Различают следующие способы нанесения рисунка: ручной и машинный. Ручная набивка применяется для получения высокохудожественных рисунков только на штучных текстильных изделиях (скатерти, головные платки, шарфы и т. п.). Машинное печатание имеет следующие разновидности:

  • прямая печать — рисунок наносят с лицевой стороны на предварительно отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисунком, прямая печать может быть белоземельная (рисунок занимает 30-40% площади ткани), крытая (40-60%) и грунтовая (более 60%);

  • печать под акварель производится на увлажненных тканях с одной (односторонняя печать) или с двух сторон (двусторонняя печать);

  • вытравная печать — на гладкокрашеную ткань наносят в соответствии с рисунком вытравляющий состав, разрушающий окраску до белого цвета в местах нанесения. Затем по вытравленным местам производят печатание цветного рисунка. Вытравные рисунки отличаются четкими контурами;

  • резервная печать сложнее вытравной и применяется в тех случаях, когда окраску фона ткани невозможно вытравить качественно. Для этого на неокрашенную ткань наносят резерв (защитный состав) с помощью печатного вала и затем ткань окрашивают. После удаления резервирующего состава видны белые участки ткани, по которым может производиться печатание цветного рисунка;

  • аэрографная печать позволяет получать тоновые высоко­художественные красочные рисунки. На ткань при помощи трафарета и аэрографа наносят краситель путем распыления с различного расстояния, что влияет на интенсивность окраски;

  • сублистатик (термопечать) — перенос узора с бумажной подложки на ткань при кратковременном термоконтакте. Узор имеет четкие контуры, может быть различной величины и цветовой гаммы.

Заключительная отделка тканей производится для улучшения их внешнего вида, качества и потребительских свойств. Процедура зависит от сырьевого состава и назначения ткани. Основными этапами заключительной отделки хлопковых тканей являются:

  • спиртовка — отбеливание неокрашенных участков ткани;

  • ширение — выравнивание ширины ткани до заданной нормы, устранение перекосов утка;

  • аппретирование — нанесение на ткань аппретов (химических растворов), придающих тканям жесткость, наполненность, блеск, несминаемость, гладкость, стойкость к загрязнениям, истиранию, свету и воде;

  • каландрирование — пропускание ткани между нагретыми каландрами (валами) для разглаживания, уплотнения и придания внешнего эффекта тиснения, шелковистости, матовости и т. д. Ткани с рельефной, ворсовой и креповой поверхностью каландрированию и аппретированию не подвергаются;

  • подворсовывание — поднятие на ворсовальных машинах ворса, прижатого во время отделочных операций.

Для льняных тканей проводят аппретирование, сушку, увлажнение и ширение. Шелковые ткани подвергают ширению, аппретированию, поднятию и выравниванию ворса у плюша и бархата, получению вытравного фасонного ворсового рисунка с помощью густого раствора серной кислоты; придают креповый эффект путем отваривания или использования нитей креповой (сильной крутки), получают эффект гофре (мелкие складки) и эффект клоке (рельефный узор) за счет применения нитей с различной степенью усадки или обработкой участков ткани веществами, увеличивающими усадку.

Заключительная отделка шерстяных тканей включает сушку, ширение, стрижку кончиков волокон с лицевой поверхности ткани, прессование для уплотнения и придания упругости, гладкости ткани; декатировку — обработку тканей паром для уменьшения усадки, ратинирование, т. е. по­лучение на ворсовых тканях фигурных рисунков в виде горошин, узелков и т. п.

Специальные виды отделки тканей проводят для придания тканям новых, специальных свойств и устранения имеющихся недостатков: водоотталкивающая, антистатическая, грязеотталкивающая и др.

Акварель — вид печати, при котором рисунок печатают по увлажненной ткани, вследствие чего он напоминает акварельный. При значительном увлажнении получают рисунок с размытыми краями.

Антистатическая отделка (АО) — обработка тканей из синтетических волокон поверхностно-активными веществами, снижающими поверхностное электрическое сопротивление (алкамон ОС-2, эпамин-06, тетрамон С).

Аппретирование — нанесение на ткань аппретов, в состав которых входит крахмал, клей и другие вещества, для придания ей жесткости, несминаемости, блеска и глянца, лучшей отстирываемости.

Аэрографная печать — способ нанесения высокохудожественных рисунков с постепенным переходом красок от темных тонов до светлых и наложением разных цветов. Рисунок наносят с помощью трафаретов, имеющих вырезанные узоры путем распыления при помощи аэрографа.

Белоземельная печать — колористический рисунок наносится на белый фон ткани и занимает небольшую площадь на поверхности (до 30-40%).

Велюр — отделка шерстяных суконных тканей путем получения ворсовой поверхности с поднятым ворсом.

Водонепроницаемая отделка — сплошное покрытие изнаночной стороны плащевых, палаточных тканей пленками из резиновой смеси или на основе синтетических смол.

Водоотталкивающая отделка — покрытие плащевых, зонтичных тканей гидрофобными эмульсиями (силиконы, хромолан и др.), в результате чего улучшаются водоотталкивающие свойства при сохранении паро- и воздухопроницаемости.

Ворсование — образование на одной или обеих сторонах ткани с помощью ворсовальной машины пушистого, мягкого покрова (начеса), состоящего из концов волокон, вытянутых из нитей, преимущественно уточных, из кардной малокрученой или аппаратной пряжи.

Вытравная печать — получение рисунка на окрашенном фоне путем нанесения на гладкокрашеные ткани загущенных химически действующих составов (вытравителей), которые на напечатанных местах разрушают краситель и обесцвечивают первоначальную окраску. Возможно последующее окрашивание обесцвеченных участков другим цветом.

Гофре — получение выпуклости путем местной обработки раствором, вызывающим усадку отдельных участков тканей (капроновых — фенолом, хлопчатобумажных — щелочью).

Грунтовая печать — рисунок занимает основную часть поверхности ткани (более 60%).

Грязеотталкивающая отделка — обработка одежных, декоративных, обивочных, специального назначения тканей препаратами, обладающими одновременно водоупорностью и маслостойкостью (фторорганические соединения).

Жесткая отделка — придание жесткости ситцам путем аппретирования концентрированным раствором крахмала, последующей сушки и каландрирования.

Каландрирование — заключительная отделка, выполняемая с целью разглаживания, уплотнения ткани, придания ей гладкости, глянцевого блеска. Каландрированию (пропуск ткани между системой нагретых стальных валов) подвергают все ткани за исключением тканей из крученой и фасонной пряжи, с рельефной поверхностью, ворсовых, с мягкой отделкой.

Карбонизация — операция очистки чистошерстяных тканей от целлюлозных примесей с помощью раствора минеральной кислоты, при которой шерстяное волокно не повреждается, а целлюлоза разрушается. Для удаления остатков кислоты и разрушенных частиц целлюлозы ткань нейтрализует слабым раствором соды и промывают.

Кастор — отделка драпов путем получения низкостриженого, сглаженного и запрессованного ворса (драп-кастор).

Кислованные ткани — льняные ткани, обработанные в процессе отделки раствором серной кислоты, которая способствует удалению примесей, благодаря чему ткани становятся мягче и приобретают светло-серый цвет.

Крашение — физико-химический процесс взаимодействия волокон и нитей ткани с красителем, в результате которого она приобретает однородную окраску, устойчивую к различным внешним воздействиям. Ткани, прошедшие процесс крашения, называют гладкокрашеными.

Лаке — получение блеска в результате расплавления поверхности ткани при обработке горячим фрикционным каландром. Используется для шелковых тканей из термопластичных волокон (ацетатные, полиамидные, полиэфирные).

Лощинная или глянцевая отделка — придание блеска путем нанесения аппрета с высокой концентрацией крахмала и веществ, способствующих получению блеска (профина, воска, стеарина), и последующей сушки обработанной ткани горячим гладким каландром. Применяется для хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения и для штучных изделий (скатерти).

Малосминаемая (МС) и малоусадочная отделки — пропитка хлопчатобумажных, льняных, вискозных тканей предконденсатом (термореактивные смолы — корбамол, метазин и др.) с последующей термообработкой, промывкой и сушкой. Недостаток — потеря прочности на 20-40%.

Машинное печатание — наиболее распространенный способ узорчатого расцвечивания тканей, который осуществляется на тканепечатных машинах.

Меланжевая отделка — формируется при использовании нитей (пряжи), изготовленных из смеси различно окрашенных или окрашенных и неокрашенных волокон.

Мерсеризации — обработка ткани раствором щелочи в натянутом состоянии для придания ткани мягкости, гладкости, блеска, повышения гигроскопичности. В ненатянутом состоянии при местном нанесении на ткань раствора щелочи и высушивания получают эффект сжатости и гофре в виде морщин, вздутий, образующихся в результате усадки.

Металлизация — нанесение металлизированного слоя на декоративные ткани специального назначения (технического и др.) путем распыления или осаждения в вакууме металлической краски (пигмент — частицы серебра, латуни, алюминия и др.).

Муслиновая отделка — придание мягкости хлопчатобумажным платьевым тканям путем аппретирования слабым раствором клеящих или смягчающих веществ (мыло, эфиры высших жирных кислот — ализариновое масло, алкамон ОС-2, стеороз-6 и др.) и последующей сушки.

Набивная отделка — создается путем нанесения на лицевую поверхность ткани печатными машинами колористического рисунка. Характеризуется различием тона рисунка на лицевой и изнаночной поверхности.

Опаливание — удаление с поверхности ткани выступающих кончиков волокон. Для опаливания используют газовые (для легких тканей) и плитные (для плотных, тяжелых тканей) опаливающие машины.

Оптическое отбеливание — заключается в обработке тканей оптическими отбеливающими веществами (ООВ), обладающими способностью флюоресценции. ООВ поглощают ультрафиолетовые лучи и преобразуют их при излучении в лучи синего цвета, которые, отражаясь от поверхности ткани, придают ей белизну.

Отбеливание — придание тканям устойчивой белизны, необходимой для изготовления бельевых (белых), набивных и окрашиваемых в светлые тона тканей. Различают химическое и оптическое отбеливание.

Пестротканая отделка — формируется в процессе ткачества, когда для получения ткани по основе и утку используются нити (пряжа) различной окраски. Основные рисунки — полоски, клетки, шашечные рисунки, “елочка”.

Полугрунтовая печать — рисунок занимает несколько большую площадь на поверхности ткани (40-60%).

Противогнилостная обработка — придание хлопчатобумажным и льняным тканям антисептических свойств путем обработки специальными веществами (соли хрома, меди, ртути, свинца, соединения меди, органические соединения — производные фенола, салициловой кислоты, серы).

Растровая печать — рисунок состоит из системы точек или штриховых полос разной величины. Гравюра печатного вала в этом случае представляет собой точечные или штриховые углубления, от величины, глубины и частотного расположения которых зависит интенсивность окрашивания ткани.

Расшлихтовка ткани — удаление с ткани шлихты, нанесенной на нити основы в процессе ткачества, так как шлихта затрудняет отделку. Удаляют ее с помощью кислот, щелочей, окислителей и различных ферментов животного и растительного происхождения, при действии которых шлихта гидрализуется, переходит в растворимое состояние и удаляется при промывке водой.

Резервная печать — способ, при котором на отбеленную ткань при помощи печатного вала наносят защитный состав (резерв) в виде рисунка, после чего ткань подвергают гладкому крашению. На участках ткани, защищенных от окрашивания резервом, образуется белый рисунок. При нанесении вместе с резервирующим составом устойчивого к нему красителя, получают резервную печать.

СКЭТ — первые буквы слов: смола, катализатор, электрокаландр, термообработка — получение рисунка на набивных бязях с несмываемым блеском при добавлении в печатную краску предконденсата (карбамола), с последующим прохождением через каландр и термообработку, в результате чего рисунок становится блестящим и ярким, а ткань — менее сминаемой. “СКЭТ”.

Серебристо-шелковистая (СШО) — придание блеска, шелковистости сатинам. От стойкого тиснения отличается применением раствора с меньшим содержанием клеящих веществ и серебристого каландра, гравированного частыми штрихами, в результате прохождения через который создается оптический эффект красивого блеска.

“Стирай-носи” — разновидность противосминаемой отделки ткани одежного назначения. Заключается в пропитке раствором предконденсатов на основе карбамола, метазина. Ткань после стирки при малых механических воздействиях можно не гладить.

Стойкое тиснение (СТ) — получение рельефного рисунка с помощью тиснильного каландра (металлического вала с выпуклой гравюрой) на ткани, предварительного пропитанной раствором предконденсата (карбамола, метазина, гликозина). Недостаток — потеря прочности ткани в мокром состоянии на 20-40%.

Сублистатик — способ термопечати, который заключается в переносе узора с бумаги на ткань при кратковременном термоконтакте. Получают узорчатую расцветку в широкой цветовой гамме, с рисунком разной величины и четкими контурами.

Термофиксация — обработка ткани из синтетических волокон (или содержащих синтетическое волокно) горячим воздухом или паром. Операция проходит непродолжительное время в расправленном состоянии. Необходима для снятия внутренних напряжений и локальных структурных изменений волокна, возникающих в процессе обработки.

Устойчивый блеск — придание повышенного блеска хлопчатобумажным платьевым тканям. Отделка аналогична стойкому тиснению, но наносится с помощью гладкого каландра.

Флаконэ, ратин — отделка драпов путем получения фигурно расположенного ворса в виде елочки, полос, шариков (драп-флакотэ, драп-ратин).

Флокирование — отделка ткани путем нанесения на нее коротких волокон механическим, аэрографическим или электростатическим способами. Ворс на поверхности закрепляют синтетическими смолами.

Фоновая печать — рисунок наносится на предварительно окрашенную, чаще в светлые тона, ткань.

Форниз — отделка для фиксации формы и придания швейному изделию из целлюлозных тканей несминаемости при термообработке. Ткань для изделия предварительно пропитывают раствором предконденсатов, сушат и завертывают в полиэтиленовую пленку.

Фотофильмопечать — способ нанесения рисунка на ткани из натурального шелка, химических волокон или их содержащие, которые имеют подвижную структуру и при натяжении могут образовывать перекосы. Рисунок наносится по сетчатым шаблонам (прямоугольная рама с натянутой капроновой сеткой), имеющим участки, незакрытые полимером. В шаблон наливают печатную краску и валиком протирают ее через сетку. Краска переходит на ткань только на открытых участках, создавая на ткани рисунок.

Фуляровая отделка — придание мягкости, блеска хлопчатобумажным, платьевым и декоративным тканям путем аппретирования раствором клеящих веществ малой концентрации (крахмал, декстрин, клей) с последующей сушкой и прохождением через горячий каландр.

Химическое отбеливание — разрушение естественных красителей ткани путем их окисления гипохлоритом натрия, перекисью водорода, хлоритом натрия и другими окислителями.

Ширение — выравнивание ширины ткани за счет выпрямления нитей утка после отделок.

Ткани после ткачества называются суровыми (суровьем). С целью увеличения срока службы, улучшения гигиенических и эстетических свойств тканей они подвергаются отделке.

Под отделкой тканей понимают комплекс химических и физико-механических процессов, направленных на улучшение внешнего вида и придания тканям свойств, отвечающих их назначению.

Так, в процессе химической обработки из тканей удаляются различные природные вещества и примеси, а также и вещества, внесенные в процессе производства пряжи и тканей (крахмал, клей, глицерин, жиры, серицин и др.). В результате этих операций тканям придается определенная белизна, блеск, окраска; улучшается ряд свойств тканей (гигроскопичность, нес-минаемость, мягкость, драпируемость, прочность и т.д.).

В процессе физико-механической обработки тканей они приобретают повышенную теплозащитность, прочность, хороший внешний вид, мягкость и т.д. С этой целью ткани подвергают валке, стрижке, ворсованию, глажению, декатировке и т.п.

Похожие статьи

znaytovar.ru

Виды отделки тканей и их влияние на качество

Только что снятая со станка ткань грубая, неприятная на ощупь и не подходит для пошива одежды и других текстильных изделий. Чтобы улучшить потребительские свойства ткани, ее обрабатывают в несколько этапов: удаляют примеси, отбеливают, красят, наносят рисунок, пропитывают составами, отталкивающими грязь и воду. Технология обработки полотна зависит от сырья, из которого была изготовлена ткань, и от назначения готового текстильного изделия. В статье вы узнаете, какие бывают виды отделки тканей, как обрабатывают различные материалы и какие свойства они приобретают благодаря этому. В процессе отделки улучшаются физические и декоративные свойства материалов.

Виды отделки ткани: общие сведения

В процессе обработки ткани проходят 4 этапа отделки: предварительную, колористическую, заключительную и специальную.

На предварительном этапе полотно очищают от примесей, смягчают, отбеливают, подготавливают к последующей окраске, придают плотность или, наоборот, пористость.

На втором этапе ткань окрашивают и наносят на нее рисунок. Колористическая отделка направлена на повышение декоративных свойств материала.

На заключительном этапе ткань крахмалят и разглаживают для придания ей товарного вида.

Цель специальной отделки – придание полотну особых свойств: отталкивающих воду и грязь, антистатических, защиты от моли и микробов. В процессе специальной отделки улучшаются и декоративные качества материала. На ткань наносят устойчивое тиснение, гофрируют, придают металлический блеск.

Предварительная

Предварительная отделка нужна для подготовки полотна к окрашиванию и нанесению рисунка. Виды отделки тканей зависят от сырьевого состава полотна и различаются для хлопка, льна, шелка и шерсти.

Для удаления кончиков волокон с поверхности полотна и придания ему гладкости применяют опаливание. Этот вид отделки тканей осуществляют на опальных машинах. Такую обработку применяют для хлопчатобумажных тканей, льна, шерсти и шелка.

Процесс удаления из ткани органических примесей и шлихты называют расшлихтовкой. Шлихта – это клейкое вещество, которым обрабатывают нити основы, чтобы придать им прочность и гладкость. Полотно замачивают в ваннах с теплой водой на период от 4 часов до суток в зависимости от сырьевого состава и плотности материала.

Для придания полотну мягкости применяют отваривание. Хлопок и лен отваривают в щелочных растворах с добавлением ПАВ при температуре 100-130 градусов Цельсия в закрытых котлах в течение 1-6 часов. Шелк отваривают при более низких температурах, порядка 90-95 градусов Цельсия, в течение 1-3 часов. Для обработки шелка применяют более щадящий мыльный раствор.

Природный цвет полотна обычно серый или серо-коричневый. Для придания ему белизны применяют беление. Шелковые ткани не отбеливают благодаря тому, что природные красящие вещества удаляются в процессе отваривания. А льняное полотно требуется отбеливать в 4 этапа из-за большого содержания органических примесей в волокнах нитей. Технология этого вида отделки тканей предполагает использование химических и оптических отбеливателей.

Мерсеризация делает ткани более прочными и блестящими. Полотно лучше впитывает воду и окрашивается, меньше загрязняется и лучше отстирывается. В процессе мерсеризации ткань обрабатывают раствором едкого натрия в течение 30 секунд. Такой вид отделки тканей применяют для гребенных хлопчатобумажных тканей.

Для обработки суконных тканей используют валку. В процессе такой обработки волокна шерсти сцепляются между собой чешуйками полностью или частично закрывая ткацкий рисунок. Многие потребительские свойства полотна зависят от степени валки ткани, которая бывает слабой, умеренной и сильной.

Теплозащитные свойства ткани зависят от наличия воздушных пустот в материале. Ворсование придает полотну пористость и мягкость. Для такой обработки ткани применяют специальные ворсовальные машины, оснащенные игольчатым барабаном. Чем большее количество раз полотно пройдет через барабан, тем мягче и теплее оно станет.

Некоторые ворсовые ткани дополнительно проходят процесс ратинирования. Такая обработка позволяет расположить ворс в виде рисунка или орнамента.

Для шелковых тканей применяют оживление. Такая обработка придает полотну характерный блеск и хруст. Для оживления используют слабые растворы органических кислот, в которые помещают полотно на непродолжительное время.

Придать дополнительную плотность шелку помогает утяжеление. Полотно обрабатывают солями тяжелых металлов, в результате чего масса ткани увеличивается на 20%. «Утяжеленный» шелк используют для пошива штор, костюмов, платьев.

Колористическая

В процессе колористической отделки ткани окрашивают и наносят на них рисунок. Эти виды декоративной отделки ткани предназначены для придания эстетических качеств, влияющих конкурентоспособность конечного продукта.

Крашение

Окраска полотна улучшает его потребительские качества. Для окраски полотен используют кислотные, прямые, кубовые, сернистые, активные и некоторые другие красители. Вид красителя зависит от сырьевого состава сырья. В процессе окрашивания ткань проходит три этапа. На первом происходит адсорбция молекул красящего вещества на поверхности ткани. Далее в процессе диффузии краситель проникает внутрь волокон. На третьем этапе молекулы красящего вещества фиксируются на внутренней поверхности волокон. Скорость процесса окрашивания и его стойкость зависят от величины молекул красителя. Немаловажное значение имеет и температура процесса крашения. В процессе такой отделки полотно приобретает равномерный цвет как по поверхности, так и по толщине. Такую ткань называют гладкокрашеной.

Печать

Процесс нанесения на полотно рисунка называют печатью. Наносят рисунок на ткань как машинным способом, так и вручную. Ручная роспись применяется только для штучных эксклюзивных изделий: платков, шарфов, скатертей. К основным видам отделки ткани печатью относят: прямую, вытравную и резервную.

Прямая печать – это процесс нанесения рисунка на предварительно отбеленную ткань. Разновидностью прямой печати является фоновая, когда рисунок наносят на окрашенное в светлые тона полотно.

Вытравную печать используют для получения белого рисунка на темном фоне. В этом случае на гладкокрашеное полотно наносят специальный обесцвечивающий состав. Для получения цветного рисунка в вытравляющий раствор добавляют стойкий краситель.

В процессе резервной печати на полотно наносят особый раствор, который защищает ткань от окрашивания. Далее материал подвергают гладкому крашению. Обработанные составом места остаются белыми и образуют рисунок.

Нанести рисунок на полотно можно при помощи различных приспособлений: трафаретом, распылителем, с помощью принтера. Последний способ называют прямой цифровой печатью. Расцвечивание ткани распылителем называют аэрографией. Она бывает ручной и машинной. Для декора футболок и спецодежды часто используют термопечать. Подготовленный рисунок переводят с подложки на полотно горячим прессом. Нанесение узорчатой расцветки на мокрое полотно позволяет добиться эффекта акварельного рисунка. Такую отделку называют акварельной печатью.

После шлихтования, отваривания, отбеливания и окраски материал имеет рыхлый, измятый, перекошенный вид. Чтобы это исправить и придать полотну товарный вид, необходима заключительная отделка.

Аппретирование

В процессе аппретирования ткань обрабатывают крахмалом, солью, мылом, маслом, кислотами, целлюлозным раствором, синтетическими смолами. Обработка крахмалистыми растворами придает материалу гладкость, упругость, жесткость. Глицерин и поваренная соль делают ткань мягкой, гигроскопичной, влажной на ощупь. Стеариновое мыло и ализариновое масло смягчают и придают эластичность. Ультрамарин делает отбеленные ткани ярко-белыми. Салициловая и борная кислота придает ткани антисептические свойства. Для устойчивости к истиранию полотно пропитывают органическими растворами на основе кремния. Синтетические смолы, такие как латекс, защищают ткань от усадки и увеличивают ее износостойкость.

Ширение

Чтобы убрать перекосы полотна и придать ему стандартную ширину, применяют ширение. Увлажненную ткань фиксируют по кромке на клуппах цепей ширильной машины. Цепи двигаются и отдаляются друг от друга, в результате чего нити утка выпрямляются, а нити основы изгибаются. Меняя скорость движения одной из цепей, можно исправить перекосы ткани. В процессе такой отделки длина полотна немного уменьшается.

Каландрирование

Сделать материал гадким помогает каландрирование. Каландр состоит из системы валов, обшитых разными материалами и нагреваемыми при помощи пара. Валы бывают металлические гладкие и с гравировкой, обитые текстилем или бумагой. Каландрирование помогает придать полотну матовость, лоск, глянец, блеск. Эффект отделки зависит не только от материала обивки валов, но и от температуры и давления.

Специальная

Придать ткани особые свойства помогают специальные виды отделки тканей. Для придания материалу водонепроницаемости наносят синтетические смолы, битумы, резину. Такая обработка актуальна для палаток, спецодежды, брезента. Водоотталкивающего эффекта можно достичь пропиткой ткани стеарином, воском, силиконами. Отталкивающая грязь отделка применяется для обивочных тканей и спецодежды. При антистатической отделке используют производные стеариновой кислоты. Металлизация применяется для увеличения устойчивости материала к высоким температурам и улучшения электропроводности. Чтобы сделать ткань огнеупорной, используют соли кремниевой, борной и фосфорной кислот. Такая отделка незаменима при производстве спецодежды для пожарных. Шерстяные полотна обрабатывают растворами фтористых солей, чтобы защитить от моли. Антимикробная обработка применяется для палаточных тканей, подложки линолеума, рыболовных сетей. Обработка салициловой кислотой, фенолами и солями меди защищает ткань от гниения.

Кроме особых свойств, в процессе специальной отделки улучшают и декоративность тканей. Их гофрируют, наносят стойкое тиснение, лакируют.

Отделка тканей из разного сырья

Хлопчатобумажные ткани опаливают, удаляют шлихту, отваривают для придания ей мягкости и гигроскопичности. Далее полотно отбеливают с помощью химических или оптических составов. Мерсеризация натянутого полотна делает его более мягким и прочным, а свободного – позволяет создать эффект гофре. Ворсование применяют для производства фланелевых тканей. Окрашенное и расцвеченное полотно аппретируют, выравнивают и разглаживают.

Предварительная обработка льняных полотен аналогична хлопковым, но добавляется обработка кислотами. Они помогают уменьшить содержание целлюлозных примесей и отбелить материал. Отбеливание льна проходит в 4 этапа. После колористической отделки ткань обрабатывают аппретирующими составами, выравнивают и каландрируют.

Шерстяные ткани опаливают, отваривают, валяют, подвергают ворсованию. Для создания фактурного рисунка применяют ратинирование. Отбеливают шерсть редко, так как прочность волокон снижается. В процессе заключительной обработки шерсть сушат, выравнивают, прессуют для увеличения плотности, подстригают ворс, обрабатывают паром для уменьшения усадки.

Шелковые ткани опаливают, отваривают, оживляют для придания хруста и блеска, утяжеляют для увеличения плотности. Окрашенный шелк аппретируют и выравнивают. Для создания рельефного орнамента обрабатывают полотно веществами, усиливающими усадку.

В производстве применяют разные виды отделки тканей. Они направлены на улучшение физических и эстетических свойств материалов. Виды отделки тканей бывают предварительные, колористические, заключительные и специальные. В процессе предварительной отделки полотно опаливают, шлихтуют, отваривают, отбеливают, валяют, ратинируют, утяжеляют. Предварительная обработка улучшает физические свойства ткани и подготавливает ее к окрашиванию. В процессе колористической отделки полотно окрашивают и наносят на него рисунок. Заключительная отделка направлена на придание материалу товарного вида. Полотно аппретируют, выравнивают, каландрируют. Специальная отделка придает материалам особые свойства: устойчивость к воздействию воды, масел, огня, защищает от насекомых-вредителей, препятствует размножению бактерий и гниению. Отделка тканей направлена на улучшение потребительских свойств материалов и внешнего вида. Ткани по способу отделки бывают опаленными, отваренными, отбеленными, утяжеленными, окрашенными, расцвеченными.

fb.ru

Виды тканей по способу отделки

Поиск Лекций

Классификация текстильных волокон

Все волокна, из которых можно получить ткань, делятся на

Натуральные и химические.

Натуральные волокнасоздаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.

Натуральные волокна растительного происхождения.

  • Хлопок
  • Лен
  • Крапива
  • Конопля
  • Джут
  • Кенаф
  • Бамбук

Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в коробочке хлопчатника.

· Хлопчатник - однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волокнами. Эти волокна называют хлопком. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 52мм. Природный цвет волокон – белый, кремовый, бежевый и др.

· Виды хлопчатобумажных тканей:

· Байка Батист Бумазея Бязь Вельвет Канва Сатин Ситец Тик Фланель

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён – долгунец. Длина волокон от 35 до 90 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 - 650 волокон. Льняную соломку вымачивают, сушат, мнут, треплют и получают льняное волокно, из которого делают ровницу.

Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.

Волокно– это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз больше, чем их поперечный размер.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных материалов.

Получение ткани

Ткань получают из ниток. Сами волокна короткие,но из них получают длинные нити. Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называются прядением, а нить - пряжей. Получение нитей - это прядение. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу, а на ткацких станках путем переплетения нитей основы и утка получают ткани.

Процесс производства хлопчатобумажных тканей можно представить следующим образом:

· Чесальный цех

· Ленточный цех

· Ровничный цех

· Прядильное производство

· Ткацкое производство

· Отделочное производство

Получение ткани:

Пряжа – тонкая длинная нить, выработанная из тонких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток..

Прядение – совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.

Нить основы (долевая нить) – нить, идущая вдоль ткани.

Нить утка (уточная нить) – нить, идущая поперёк ткани.

Кромка – неосыпающийся край ткани.

Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и нитей утка.

Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

Ткань – материал, изготовленный на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

Процесс производства тканей из растительных волокон:

Первичная обработка волокна

Очищенное волокно

Прядение

Пряжа – нить

Ткачество

Ткань суровая

Отделка ткани

Готовая ткань

Нитьоснова – гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, натянута как струна, плотная, жесткая, прочная. Растяжению не поддается. При резком растяжении издает звонкий звук. В ткани определяет длину, проходят вдоль кромок ткани.

Нитьуток – пушистая, толстая, неравномерная по толщине, слабо натянута, слабо скрученная, гибкая, мягкая, нить уток заполняет пространство между нитями основы. Нить уток поддается растяжению. При резком растяжении ткани издает глухой звук. В ткани нить уток определяет ширину. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие проходят поперек ткани. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

По краям нити основы расположены чаще, поэтому получается более плотное переплетение – кромка – неосыпающийся край ткани.

Признаки определения направления нитей в ткани:

1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

Переплетением нитей в тканях называется порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка. Если на лицевой стороне ткани преобладают уточные перекрытия, то такое переплетение называется уточным, а если преобладают основные перекрытия, то такое переплетение называется основным.

Раппорт

Раппортом (повторяющийся рисунок переплетения) -переплетения называется одна законченная часть рисунка переплетения, при повторении которой получается непрерывность рисунка в направлении основы и утка.

Переплетения тканей

Переплетения нитей могут быть разнообразные. Самое простое - полотняное. Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. Полотняное переплетение наиболее простое и распространенное. Его перекрытия расположены в шахматном порядке. Частые переплетения (через одну нить) обеспечивают относительную жесткость ткани, хорошую прочность, устойчивость к относительному сдвигу нитей, невысокую растяжимость.

От рисунков переплетения зависят свойства тканей (сыпучесть, растяжимость, упругость, блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства). Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений: Простые (гладкие); Мелкоузорчатые; Сложные; Крупноузорчатые.

Ткани имеют две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки

Отделка ткани

Отделка ткани состоит из ряда разнообразных процессов, в результате которых из суровой неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получается готовая ткань.

Цель отделки — улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.

Предварительная отделка:

1. Опаливание (удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон).

2. Расшлихтовка (замачивание ткани с целью уда

ления из нее шлихты — пропитки, нанесенной

на нити основы в процессе ткачества).

3. Отваривание (полная очистка от примесей).

4. Мерсеризация (название от имени анг. изобретателя Дж. Мерсера — }. Мегзег) — обработка и

промывание для получения блеска, гигроскопичности, прочности.

5. Беление (обесцвечивание ткани).

6. Ворсование (от ср.-перс, варе — волос) — создание на поверхности ткани ворса с целью мягкости, теплозащитности.

Крашение и печатание

Во время крашения ткань поглощает из раствора красящее вещество (естественные красители — растительного происхождения; синтетические — из камней).

Печатание — это процесс нанесения цветного рисунка красителями:

• прямое печатание — на белую или гладкокраше

ную ткань набивают рисунок;

• вытравной способ — на гладкокрашеную ткань

наносится вытравка (вещество, разрушающее

краситель) и остается белый рисунок.

Заключительная отделка

1. Аппретирование (от фр. арргёЧе — окончательноотделывать) — нанесение на ткань аппрета дляпридания ей плотности (крахмал), гигроскопичности (глицерин, соль), белизны (отбеливатели), блеска (масло, жиры, воск).

2. Ширение(придание ткани стандартной ширины).

3. Каландрование (от фр. са!апс!ге — каландр — устройство для повышения плотности и гладкости

материалов, тканей) — разглаживание ткани.

Специальная обработка тканей. Некоторые ткани пропитывают специальными растворами для придания ей, например, непромокаемости, огнеупорности и т. д.

Виды тканей по способу отделки

1. Ткань суровая — ткань, снятая с ткацкого станка.

2. Ткань отбеленная — суровая ткань, отбеленная спомощью специальных отбеливателей.

3. Ткань гладкокрашеная — ткань, окрашенная в один цвет.

4. Ткань набивная — ткань, на которой набивают (печатают) рисунок.

5. Ткань пестротканая (в полоску или клетку) — ткань, сотканная из пряжи, окрашенной в разные цвета.

6. Ткань меланжевая (в крапинку) (от фр. те!ап§е —смесь) — ткань, сотканная из пряжи, полученной из смеси окрашенных в разные цвета волокон.

Ткань по назначению бывает:

• бытовая (одежда),

• техническая (брезент),

• специальная (одежда для пожарных).

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru


Смотрите также